Проект саб - рипол (RiPole)
|
|
alpetr2003 | Дата: Воскресенье, 07.03.2021, 02:22 | Сообщение # 916 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 4256
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: Краснодар/Люберцы
|
Смысл переделки в ППД есть, если хотите улучшить качественные характеристики.
Алексей
|
|
|
|
St11 | Дата: Пятница, 12.03.2021, 09:16 | Сообщение # 917 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 22
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
|
Цитата alpetr2003 (  ) У меня ППД на голове 12 дюймов GRS 12 SW-4 до 95 Дб по шумомеру давит без проблем от дайтоновской сабовой платы на 250 ватт
Планирую собрать подобный рипольный саб. Динамики 15", Qts - 0,47, fs - 33 Гц.
Если точнее, даже не саб, а АС. Причем по два риполя в канал, один на другом. Вопрос такой, возможно ли расположение риполя торцом к слушателю? И второй вопрос - каков объем фронтальной камеры должен быть по отношению к задней?
Сообщение отредактировал St11 - Пятница, 12.03.2021, 09:51 |
|
|
|
alpetr2003 | Дата: Пятница, 12.03.2021, 17:46 | Сообщение # 918 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 4256
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: Краснодар/Люберцы
|
Если ориентироваться на ваш эскиз, то порты изображены вроде как для ППД. У риполей они прямоугольные. Но в обеих случаях порты направляются в сторону слушателя, то есть положение на торце не годится. Информации по соотношению объемов передней и задней камер никто не выкладывал. По видимому этот параметр не является актуальным, в отличии от площади портов.
Алексей
|
|
|
|
St11 | Дата: Пятница, 12.03.2021, 18:06 | Сообщение # 919 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 22
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
|
Цитата alpetr2003 (  ) Информации по соотношению объемов передней и задней камер никто не выкладывал. По видимому этот параметр не является актуальным, в отличии от площади портов.
Это весьма странно, т.к. именно от сочетания объема камеры с площадью сечения зависит частота настройки камеры. Ну, хорошо. Для случая с Sd динамика =800 кв. см, каков должен быть объем фронтальной камеры?
Кстати, вот в копилку знаний сравнительно свежий и обстоятельный обзор классического риполя - https://6moons.com/audioreview_articles/modalakustik/
|
|
|
|
alpetr2003 | Дата: Пятница, 12.03.2021, 19:42 | Сообщение # 920 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 4256
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: Краснодар/Люберцы
|
В описании патента Акселя Ридтахлера отсутствует понятие настройки камеры и риполя каким либо образом. В моем понимании, чем меньше объемы передней и задней камер, тем лучше будут характеристики саба. Этот вывод у меня неоднократно подтверждался лобовым сравнением классического риполя и ППД. Последний всегда звучал предпочтительней.
Алексей
|
|
|
|
St11 | Дата: Пятница, 12.03.2021, 20:01 | Сообщение # 921 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 22
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
|
Цитата alpetr2003 (  ) В моем понимании, чем меньше объемы передней и задней камер, тем лучше будут характеристики саба.
Так переднюю стенку можно сделать практически вплотную к дину. Но по фото похоже, что у Вас все же там несколько см.
Цитата alpetr2003 (  ) В описании патента Акселя Ридтахлера отсутствует понятие настройки камеры и риполя каким либо образом. Собственно, как и любой ящик с дыркой камера хоть передняя, хоть задняя будет иметь резонанс в зависимости от объема и размера дырки. Уменьшая объем камеры и увеличивая дырку - увеличиваем частоту резонанса. А за одно приближаемся к открытому оформлению 
Вариант Акселя не так гибок в настройках резонансов, как с круглыми дырками. Но и посчитать штатными программами это оформление сложновато. Поэтому, прочтя тему, я для себя не понял, какой оптимальный объем камер (могу сделать любым, хоть близким к 0) варианта с круглыми дырками подойдет для 40 см дина с площадью 800 кв. см.Добавлено (12.03.2021, 20:12) --------------------------------------------- Могу предположить, что в расчетах нужно руководствоваться Т/С параметрами дина, а не просто его размерами. Объемы камер, видимо, должны быть таковыми, чтобы объем воздуха, нагружающий динамик, вывел его на итоговую Qts немного большую, чем 0,7. Если бы речь шла о фазоинверторном оформлении, то все было бы просто - работала бы резонансная частота. Здесь же мы ее выводим из рабочей полосы вверх. Вопрос в том, как это все посчитать. Добавлено (12.03.2021, 20:32) --------------------------------------------- Кстати, вот удобный калькулятор. http://mh-audio.nl/calculators/tunewoofer.html Прикинул по параметрам дина - для Qts 0,7 требуется добавить около 100 г. Это около 80 литров воздуха. Не уверен в корректности подсчетов применительно к нашим баранам и с учетом упругости воздуха. Но попробую предположить и сделать дальнейшие выводы. Условно - это камеры по 40 литров с каждой стороны динамика, и отверстием равным Sd. Уменьшаем отверстие - следовательно, усиливаем пружину воздуха - следовательно можем уменьшить объем камеры. Как-то так?
|
|
|
|
alpetr2003 | Дата: Суббота, 13.03.2021, 02:31 | Сообщение # 922 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 4256
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: Краснодар/Люберцы
|
Цитата St11 (  ) Собственно, как и любой ящик с дыркой камера хоть передняя, хоть задняя будет иметь резонанс в зависимости от объема и размера дырки. С этим утверждением согласен. Только у Акселя в конструкции там ещё и четверть волновой резонатор получается. Именно он дает основной паразитный выброс на частоте примерно 170-180 Гц, который Аксель рекомендует убирать с помощью дополнительной фильтрации. В ППД за счет уменьшения геометрии/объема камер этот эффект вырождается в ноль. Соответственно отпадает эта проблема. Да верно также, что ППД максимально близок к открытому оформлению и поэтому низкодобротные динамики в нем будут работать хуже, чем высокодобротные.
Цитата St11 (  ) Могу предположить, что в расчетах нужно руководствоваться Т/С параметрами дина, а не просто его размерами. Объемы камер, видимо, должны быть таковыми, чтобы объем воздуха, нагружающий динамик, вывел его на итоговую Qts немного большую, чем 0,7. Итоговая добротность может быть и значительно больше, а динамик тем не менее будет отлично работать в ППД. Например многократно опробованные Альфард HW 1800. Помимо добротности для эффективности этого оформления будут также актуальны масса подвижки и Х макс. Масса желательна минимальная, а Х макс побольше.
Цитата St11 (  ) Уменьшаем отверстие - следовательно, усиливаем пружину воздуха - следовательно можем уменьшить объем камеры. Как-то так? Только следует иметь в виду, что в ППД малое отверстие передней камеры выполняет роль своеобразной "диафрагмы", так как пружина работает и на сжатие и на растяжение в том числе, что приводит к некоторому снижению резонансной частоты используемого динамика.
Алексей
|
|
|
|
St11 | Дата: Суббота, 13.03.2021, 03:25 | Сообщение # 923 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 22
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
|
Цитата alpetr2003 (  ) Только следует иметь в виду, что в ППД малое отверстие передней камеры выполняет роль своеобразной "диафрагмы", так как пружина работает и на сжатие и на растяжение в том числе, что приводит к некоторому снижению резонансной частоты используемого динамика. Вижу это по-иному. По-моему, для воздушной пружины (пружин) пофиг переднюю или заднюю часть диффузора держать. Важна суммарная масса воздуха с обоих сторон. Тут только чисто технически сложнее малый объем с жопы дина устроить, т.к. магнит мешает. Но разница дырок-объемов спереди-сзади нужна для того, чтобы было два резонанса поменьше, а не один большой.
Тем не менее. Как рассчитать-то это дело в итоге для конкретного дина? ))
|
|
|
|
alpetr2003 | Дата: Суббота, 13.03.2021, 12:30 | Сообщение # 924 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 4256
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: Краснодар/Люберцы
|
Цитата St11 (  ) Вижу это по-иному. А как вы видите механизм снижения резонансной частоты головок в таком оформлении?
Алексей
|
|
|
|
St11 | Дата: Суббота, 13.03.2021, 17:02 | Сообщение # 925 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 22
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
|
Цитата alpetr2003 (  ) А как вы видите механизм снижения резонансной частоты головок в таком оформлении? Я не настоящий сварщик  Только пытаюсь постичь эту сферу. Поэтому могу лишь предположить, не настаивая на верности своих суждений  Обратился к основам - пишут, что резонансная частота зависит только от жесткости подвеса и массы подвидной системы. В таком случае выходит, что в нашем случае подвижная система подгружается дополнительной массой.Добавлено (13.03.2021, 17:10) --------------------------------------------- Т.е. в риполе или ППД (не знаю, как расшифровывается, но как я понимаю, одно и то же) мы присоединяем динамику дополнительную массу воздуха, но в отличие от ЗЯ, эта масса не работает как пружина. Другими словами, если в ЗЯ благодаря пружине резонансная растет, т.к. пружина увеличивает жесткость подвеса, то у нас в риполе воздух - используется только как масса. Возможно,я упускаю еще какие-то важные моменты, формирующие эту массу. Добавлено (13.03.2021, 18:55) --------------------------------------------- Вы заставили меня крепко задуматься насчет резонансной в риполе  Кажется, я нашел, как можно было бы объяснить её понижение. Чем-то мне это напоминает морские волны. Бывает, что волна набивает воду у берега, скапливая массу воды, которая сразу уйти обратно в глубину не может. Когда воды слишком много, она порой срывается отдельным узким потоком (очень неожиданным и, следовательно, опасным для пловцов, кстати) обратно в море. Так и у нас в риполе - воздух компрессуется, не имея возможности уйти. Это как бы большая масса воздуха, чем обычно и создает нагрузку для дина. Присоединенную массу, понижающую резонансную.
|
|
|
|
kiska | Дата: Суббота, 13.03.2021, 19:12 | Сообщение # 926 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 41
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
|
Цитата St11 (  ) Тем не менее. Как рассчитать-то это дело в итоге для конкретного дина? )) Вот тут утверждают, что методика расчета рипола есть http://forum.vegalab.ru/showthread.php?t=76732&page=7
|
|
|
|
St11 | Дата: Суббота, 13.03.2021, 19:23 | Сообщение # 927 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 22
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
|
Цитата kiska (  ) Вот тут утверждают, что методика расчета рипола Кто-то пробовал запустить этот файл?
|
|
|
|
alpetr2003 | Дата: Суббота, 13.03.2021, 19:24 | Сообщение # 928 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 4256
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: Краснодар/Люберцы
|
Цитата St11 (  ) Обратился к основам - пишут, что резонансная частота зависит только от жесткости подвеса и массы подвидной системы. В таком случае выходит, что в нашем случае подвижная система подгружается дополнительной массой. Логично
Цитата St11 (  ) Т.е. в риполе или ППД (не знаю, как расшифровывается, но как я понимаю, одно и то же) ППД расшифровывается как диполь Петренко-Петрушевского, который можно рассматривать как улучшенную версию риполя.
Цитата St11 (  ) мы присоединяем динамику дополнительную массу воздуха Вопрос, какова эта дополнительная масса и как её определить?
Цитата St11 (  ) Вы заставили меня крепко задуматься насчет резонансной в риполе Кажется, я нашел, как можно было бы объяснить её понижение. Чем-то мне это напоминает морские волны. Бывает, что волна набивает воду у берега, скапливая массу воды, которая сразу уйти обратно в глубину не может. Когда воды слишком много, она порой срывается отдельным узким потоком (очень неожиданным и, следовательно, опасным для пловцов, кстати) обратно в море. Так и у нас в риполе - воздух компрессуется, не имея возможности уйти. Это как бы большая масса воздуха, чем обычно и создает нагрузку для дина. Присоединенную массу, понижающую резонансную. Вот и у И.Гапонова на вегалабе изложено похожее объяснение: "Тут в риполе-сабже два объективных "встречных фактора". Первый - сокращается апертура излучения в воздух (в комнату), следовательно понижается и так низкий импеданс нагрузки ак.системы средой. Второй - работает акустический трансформатор, понижающий по давлению, но повышающий по скорости, что приводит к повышению импеданса нагрузки диффузора камерами, растёт в Ктр.^2, а Ктр. по скорости равно отношению Sd/Sпорта, т.е. при сужении отверстия происходит повышение, что повышает эффективность излучения и акустически демпфирует собственные колебания подвижки не об ПАС (снижение кпд), а "об воздух" (так как надо). Вот такой интересный поворот. На самом деле."
Алексей
|
|
|
|
mtz_fish | Дата: Вторник, 16.03.2021, 22:57 | Сообщение # 929 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 18
Статус: Offline
Страна: Беларусь
|
Цитата alpetr2003 (  ) Смысл переделки в ППД есть, если хотите улучшить качественные характеристики. Заранее извиняюсь за глупый вопрос, вроде и прочитал ветку, но местами не все понял, какие именно качественные характеристики улучшатся? Ну и как понимаю дин, ну не самый лучший под пдд, хотя в риполях до 80 гц играет вроде неплохо, но нет возможности сравнить с чем то другим. И еще, при эффективной площади 452см2, площадь отверстия 113см2 (12см диаметр), а задней 256см2 (18см диаметр), при этом объем передней камеры можно сделать минимальным, посадить дин к панели так, чтобы дифузор не бился о нее, а объем задней камеры сделать по факту габаритов дина?
Сообщение отредактировал mtz_fish - Вторник, 16.03.2021, 23:10 |
|
|
|
alpetr2003 | Дата: Среда, 17.03.2021, 03:59 | Сообщение # 930 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 4256
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: Краснодар/Люберцы
|
Цитата mtz_fish (  ) Заранее извиняюсь за глупый вопрос, вроде и прочитал ветку, но местами не все понял, какие именно качественные характеристики улучшатся? Ну и как понимаю дин, ну не самый лучший под пдд, По сравнению с риполем исчезнет выброс в районе 200-300 Гц, обусловленный длинной волноводов, которыми по сути являются камеры риполя, соотвественно не нужен сложный фильтр-корректор. Кроме этого динамик в ППД имеет меньшую присоединенную массу, так как объем камер меньше и поэтому будет работать более шустро, за счет чего возрастет микродинамика (субъективно детальность и прозрачность). Площадь заднего порта можно увеличить до 300 кв.см, а так все правильно.
Алексей
|
|
|
|