Вы зашли как: Гость
[ Тематический каталог сайтов · Доска Объявлений ]
[ Новые сообщения · Поиск по форуму · Участники · Статистика · Правила форума · RSS ]
Проект саб - рипол (RiPole)
alpetr2003Дата: Воскресенье, 07.03.2021, 02:22 | Сообщение # 916
Группа: Модераторы
Сообщений: 4256
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: Краснодар/Люберцы
Смысл переделки в ППД есть, если хотите улучшить качественные характеристики.

Алексей
St11Дата: Пятница, 12.03.2021, 09:16 | Сообщение # 917
Группа: Проверенные
Сообщений: 22
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Цитата alpetr2003 ()
У меня ППД на голове 12 дюймов GRS 12 SW-4 до 95 Дб по шумомеру давит без проблем от дайтоновской сабовой платы на 250 ватт



Планирую собрать подобный рипольный саб.
Динамики 15", Qts - 0,47, fs - 33 Гц.

Если точнее, даже не саб, а АС.
Причем по два риполя в канал, один на другом.
Вопрос такой, возможно ли расположение риполя торцом к слушателю?
И второй вопрос - каков объем фронтальной камеры должен быть по отношению к задней?
Прикрепления: 2865990.jpg (108.5 Kb)


Сообщение отредактировал St11 - Пятница, 12.03.2021, 09:51
alpetr2003Дата: Пятница, 12.03.2021, 17:46 | Сообщение # 918
Группа: Модераторы
Сообщений: 4256
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: Краснодар/Люберцы
Если ориентироваться на ваш эскиз, то порты изображены вроде как для ППД. У риполей они прямоугольные. Но в обеих случаях порты направляются в сторону слушателя, то есть положение на торце не годится. Информации по соотношению объемов передней и задней камер никто не выкладывал. По видимому этот параметр не является актуальным, в отличии от площади портов.

Алексей
St11Дата: Пятница, 12.03.2021, 18:06 | Сообщение # 919
Группа: Проверенные
Сообщений: 22
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Цитата alpetr2003 ()
Информации по соотношению объемов передней и задней камер никто не выкладывал. По видимому этот параметр не является актуальным, в отличии от площади портов.


Это весьма странно, т.к. именно от сочетания объема камеры с площадью сечения зависит частота настройки камеры.
Ну, хорошо. Для случая с Sd динамика =800 кв. см, каков должен быть объем фронтальной камеры?

Кстати, вот в копилку знаний сравнительно свежий и обстоятельный обзор классического риполя -
https://6moons.com/audioreview_articles/modalakustik/
alpetr2003Дата: Пятница, 12.03.2021, 19:42 | Сообщение # 920
Группа: Модераторы
Сообщений: 4256
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: Краснодар/Люберцы
В описании патента Акселя Ридтахлера отсутствует понятие настройки камеры и риполя каким либо образом. В моем понимании, чем меньше объемы передней и задней камер, тем лучше будут характеристики саба. Этот вывод у меня неоднократно подтверждался лобовым сравнением классического риполя и ППД. Последний всегда звучал предпочтительней.

Алексей
St11Дата: Пятница, 12.03.2021, 20:01 | Сообщение # 921
Группа: Проверенные
Сообщений: 22
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Цитата alpetr2003 ()
В моем понимании, чем меньше объемы передней и задней камер, тем лучше будут характеристики саба.


Так переднюю стенку можно сделать практически вплотную к дину. Но по фото похоже, что у Вас все же там несколько см.

Цитата alpetr2003 ()
В описании патента Акселя Ридтахлера отсутствует понятие настройки камеры и риполя каким либо образом.

Собственно, как и любой ящик с дыркой камера хоть передняя, хоть задняя будет иметь резонанс в зависимости от объема и размера дырки. Уменьшая объем камеры и увеличивая дырку - увеличиваем частоту резонанса. А за одно приближаемся к открытому оформлению :)

Вариант Акселя не так гибок в настройках резонансов, как с круглыми дырками.
Но и посчитать штатными программами это оформление сложновато.
Поэтому, прочтя тему, я для себя не понял, какой оптимальный объем камер (могу сделать любым, хоть близким к 0) варианта с круглыми дырками подойдет для 40 см дина с площадью 800 кв. см.

Добавлено (12.03.2021, 20:12)
---------------------------------------------
Могу предположить, что в расчетах нужно руководствоваться Т/С параметрами дина, а не просто его размерами.
Объемы камер, видимо, должны быть таковыми, чтобы объем воздуха, нагружающий динамик, вывел его на итоговую Qts немного большую, чем 0,7.
Если бы речь шла о фазоинверторном оформлении, то все было бы просто - работала бы резонансная частота. Здесь же мы ее выводим из рабочей полосы вверх.
Вопрос в том, как это все посчитать.

Добавлено (12.03.2021, 20:32)
---------------------------------------------
Кстати, вот удобный калькулятор.
http://mh-audio.nl/calculators/tunewoofer.html
Прикинул по параметрам дина - для Qts 0,7 требуется добавить около 100 г. Это около 80 литров воздуха. Не уверен в корректности подсчетов применительно к нашим баранам и с учетом упругости воздуха.
Но попробую предположить и сделать дальнейшие выводы.
Условно - это камеры по 40 литров с каждой стороны динамика, и отверстием равным Sd.
Уменьшаем отверстие - следовательно, усиливаем пружину воздуха - следовательно можем уменьшить объем камеры.
Как-то так?

alpetr2003Дата: Суббота, 13.03.2021, 02:31 | Сообщение # 922
Группа: Модераторы
Сообщений: 4256
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: Краснодар/Люберцы
Цитата St11 ()
Собственно, как и любой ящик с дыркой камера хоть передняя, хоть задняя будет иметь резонанс в зависимости от объема и размера дырки.

С этим утверждением согласен. Только у Акселя в конструкции там ещё и четверть волновой резонатор получается. Именно он дает основной паразитный выброс на частоте примерно 170-180 Гц, который Аксель рекомендует убирать с помощью дополнительной фильтрации. В ППД за счет уменьшения геометрии/объема камер этот эффект вырождается в ноль. Соответственно отпадает эта проблема.
Да верно также, что ППД максимально близок к открытому оформлению и поэтому низкодобротные динамики в нем будут работать хуже, чем высокодобротные.
Цитата St11 ()
Могу предположить, что в расчетах нужно руководствоваться Т/С параметрами дина, а не просто его размерами.
Объемы камер, видимо, должны быть таковыми, чтобы объем воздуха, нагружающий динамик, вывел его на итоговую Qts немного большую, чем 0,7.

Итоговая добротность может быть и значительно больше, а динамик тем не менее будет отлично работать в ППД. Например многократно опробованные Альфард HW 1800. Помимо добротности для эффективности этого оформления будут также актуальны масса подвижки и Х макс. Масса желательна минимальная, а Х макс побольше.
Цитата St11 ()
Уменьшаем отверстие - следовательно, усиливаем пружину воздуха - следовательно можем уменьшить объем камеры.
Как-то так?

Только следует иметь в виду, что в ППД малое отверстие передней камеры выполняет роль своеобразной "диафрагмы", так как пружина работает и на сжатие и на растяжение в том числе, что приводит к некоторому снижению резонансной частоты используемого динамика.


Алексей
St11Дата: Суббота, 13.03.2021, 03:25 | Сообщение # 923
Группа: Проверенные
Сообщений: 22
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Цитата alpetr2003 ()
Только следует иметь в виду, что в ППД малое отверстие передней камеры выполняет роль своеобразной "диафрагмы", так как пружина работает и на сжатие и на растяжение в том числе, что приводит к некоторому снижению резонансной частоты используемого динамика.

Вижу это по-иному.
По-моему, для воздушной пружины (пружин) пофиг переднюю или заднюю часть диффузора держать. Важна суммарная масса воздуха с обоих сторон. Тут только чисто технически сложнее малый объем с жопы дина устроить, т.к. магнит мешает. Но разница дырок-объемов спереди-сзади нужна для того, чтобы было два резонанса поменьше, а не один большой.

Тем не менее. Как рассчитать-то это дело в итоге для конкретного дина? ))
alpetr2003Дата: Суббота, 13.03.2021, 12:30 | Сообщение # 924
Группа: Модераторы
Сообщений: 4256
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: Краснодар/Люберцы
Цитата St11 ()
Вижу это по-иному.

А как вы видите механизм снижения резонансной частоты головок в таком оформлении?


Алексей
St11Дата: Суббота, 13.03.2021, 17:02 | Сообщение # 925
Группа: Проверенные
Сообщений: 22
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Цитата alpetr2003 ()
А как вы видите механизм снижения резонансной частоты головок в таком оформлении?

Я не настоящий сварщик :)
Только пытаюсь постичь эту сферу. Поэтому могу лишь предположить, не настаивая на верности своих суждений :)
Обратился к основам - пишут, что резонансная частота зависит только от жесткости подвеса и массы подвидной системы.
В таком случае выходит, что в нашем случае подвижная система подгружается дополнительной массой.

Добавлено (13.03.2021, 17:10)
---------------------------------------------
Т.е. в риполе или ППД (не знаю, как расшифровывается, но как я понимаю, одно и то же) мы присоединяем динамику дополнительную массу воздуха, но в отличие от ЗЯ, эта масса не работает как пружина.
Другими словами, если в ЗЯ благодаря пружине резонансная растет, т.к. пружина увеличивает жесткость подвеса, то у нас в риполе воздух - используется только как масса.
Возможно,я упускаю еще какие-то важные моменты, формирующие эту массу.

Добавлено (13.03.2021, 18:55)
---------------------------------------------
Вы заставили меня крепко задуматься насчет резонансной в риполе :)
Кажется, я нашел, как можно было бы объяснить её понижение. Чем-то мне это напоминает морские волны. Бывает, что волна набивает воду у берега, скапливая массу воды, которая сразу уйти обратно в глубину не может. Когда воды слишком много, она порой срывается отдельным узким потоком (очень неожиданным и, следовательно, опасным для пловцов, кстати) обратно в море.
Так и у нас в риполе - воздух компрессуется, не имея возможности уйти. Это как бы большая масса воздуха, чем обычно и создает нагрузку для дина. Присоединенную массу, понижающую резонансную.

kiskaДата: Суббота, 13.03.2021, 19:12 | Сообщение # 926
Группа: Проверенные
Сообщений: 41
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Цитата St11 ()
Тем не менее. Как рассчитать-то это дело в итоге для конкретного дина? ))

Вот тут утверждают, что методика расчета рипола есть http://forum.vegalab.ru/showthread.php?t=76732&page=7
St11Дата: Суббота, 13.03.2021, 19:23 | Сообщение # 927
Группа: Проверенные
Сообщений: 22
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Цитата kiska ()
Вот тут утверждают, что методика расчета рипола

Кто-то пробовал запустить этот файл?
alpetr2003Дата: Суббота, 13.03.2021, 19:24 | Сообщение # 928
Группа: Модераторы
Сообщений: 4256
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: Краснодар/Люберцы
Цитата St11 ()
Обратился к основам - пишут, что резонансная частота зависит только от жесткости подвеса и массы подвидной системы.
В таком случае выходит, что в нашем случае подвижная система подгружается дополнительной массой.

Логично
Цитата St11 ()
Т.е. в риполе или ППД (не знаю, как расшифровывается, но как я понимаю, одно и то же)

ППД расшифровывается как диполь Петренко-Петрушевского, который можно рассматривать как улучшенную версию риполя.
Цитата St11 ()
мы присоединяем динамику дополнительную массу воздуха

Вопрос, какова эта дополнительная масса и как её определить?
Цитата St11 ()
Вы заставили меня крепко задуматься насчет резонансной в риполе
Кажется, я нашел, как можно было бы объяснить её понижение. Чем-то мне это напоминает морские волны. Бывает, что волна набивает воду у берега, скапливая массу воды, которая сразу уйти обратно в глубину не может. Когда воды слишком много, она порой срывается отдельным узким потоком (очень неожиданным и, следовательно, опасным для пловцов, кстати) обратно в море.
Так и у нас в риполе - воздух компрессуется, не имея возможности уйти. Это как бы большая масса воздуха, чем обычно и создает нагрузку для дина. Присоединенную массу, понижающую резонансную.

Вот и у И.Гапонова на вегалабе изложено похожее объяснение:
"Тут в риполе-сабже два объективных "встречных фактора". Первый - сокращается апертура излучения в воздух (в комнату), следовательно понижается и так низкий импеданс нагрузки ак.системы средой. Второй - работает акустический трансформатор, понижающий по давлению, но повышающий по скорости, что приводит к повышению импеданса нагрузки диффузора камерами, растёт в Ктр.^2, а Ктр. по скорости равно отношению Sd/Sпорта, т.е. при сужении отверстия происходит повышение, что повышает эффективность излучения и акустически демпфирует собственные колебания подвижки не об ПАС (снижение кпд), а "об воздух" (так как надо). Вот такой интересный поворот. На самом деле."


Алексей
mtz_fishДата: Вторник, 16.03.2021, 22:57 | Сообщение # 929
Группа: Проверенные
Сообщений: 18
Статус: Offline
Страна: Беларусь
Цитата alpetr2003 ()
Смысл переделки в ППД есть, если хотите улучшить качественные характеристики.

Заранее извиняюсь за глупый вопрос, вроде и прочитал ветку, но местами не все понял, какие именно качественные характеристики улучшатся?
Ну и как понимаю дин, ну не самый лучший под пдд, хотя в риполях до 80 гц играет вроде неплохо, но нет возможности сравнить с чем то другим.
И еще, при эффективной площади 452см2, площадь отверстия 113см2 (12см диаметр), а задней 256см2 (18см диаметр), при этом объем передней камеры можно сделать минимальным, посадить дин к панели так, чтобы дифузор не бился о нее, а объем задней камеры сделать по факту габаритов дина?
Прикрепления: 8206626.jpg (44.6 Kb)


Сообщение отредактировал mtz_fish - Вторник, 16.03.2021, 23:10
alpetr2003Дата: Среда, 17.03.2021, 03:59 | Сообщение # 930
Группа: Модераторы
Сообщений: 4256
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: Краснодар/Люберцы
Цитата mtz_fish ()
Заранее извиняюсь за глупый вопрос, вроде и прочитал ветку, но местами не все понял, какие именно качественные характеристики улучшатся?
Ну и как понимаю дин, ну не самый лучший под пдд,

По сравнению с риполем исчезнет выброс в районе 200-300 Гц, обусловленный длинной волноводов, которыми по сути являются камеры риполя, соотвественно не нужен сложный фильтр-корректор. Кроме этого динамик в ППД имеет меньшую присоединенную массу, так как объем камер меньше и поэтому будет работать более шустро, за счет чего возрастет микродинамика (субъективно детальность и прозрачность). Площадь заднего порта можно увеличить до 300 кв.см, а так все правильно.


Алексей
Поиск: