Пропеллер
|
|
alpetr2003 | Дата: Вторник, 11.09.2012, 12:42 | Сообщение # 706 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 4168
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: Краснодар/Люберцы
|
Quote (Bobby_II) РГ - МАССА воздуха в порте ФИ колеблется на УПРУГОСТИ воздуха в ящике. Динамик взаимодействует с РГ через давление, создаваемое в ящике.
Борис, давай тогда для полного комплекта ещё и объяснение работы ФИ для ML-TQWT.
Алексей
|
|
|
|
bisesik | Дата: Вторник, 11.09.2012, 13:34 | Сообщение # 707 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2411
Статус: Offline
Страна: Казахстан
Город: Алматы
|
А какова всё-таки скорость такой реакции у ФИ? В смысле, насколько быстро вообще происходит реакция ФИ на давление? То есть на частоте настройки трубы ФИ звук из нее вылетает в одно и то же время, что и из фронтальной стороны диффузора? Или таки присутствует задержка? Или она настолько мала, что можно ею пренебречь? Ну вот представим. ФИ настроен на какую-то частоту, подаём её на динамик импульсом (один полный период). Диффузор пошёл внутрь ящика, "даванул" отрицательным полупериодом (условно) на трубу ФИ и из нее вылетел звук в противофазе. Для того, чтобы он сложился с положительным периодом фронтальной стороны диффузора (а иначе какой толк от ФИ?), он же должен быть задержан как раз на полупериод, так? То есть я хочу знать, какова эта задержка в абсолютном смысле? Чую, что там далеко не за один полупериод всё происходит... Простите, за вопросы чайника.
|
|
|
|
Bobby_II | Дата: Вторник, 11.09.2012, 13:41 | Сообщение # 708 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 5526
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: Санкт-Петербург
|
По тем Синус-Бурстам, что приводил Валентин (да и другим, что я видел), при правильной добротности (0.7) на "раскрутку" и остановку ФИ требуется пол периода-период. МЛ-ТКуВП я что-то не осознал. Говорят, звучит как обычный ФИ.
я понимаю что вам нечем, но всё-ж попробуйте понять!!!
|
|
|
|
Alexandr | Дата: Вторник, 11.09.2012, 14:01 | Сообщение # 709 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 1887
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
|
Quote (bisesik) То есть я хочу знать, какова эта задержка в абсолютном смысле? Чую, что там далеко не за один полупериод всё происходит... Простите, за вопросы чайника. Задача фазоинвертора - изменить фазу колебания волны, возбуждаемой тыльной стороной диффузора, на 180° и вывести ее наружу. Казалось бы, нарушая герметичность ящика, мы провоцируем АКЗ. Однако это не совсем так. Физику работы ФИ обычно поясняют, используя модель «груз-пружина». Хотя эта модель не совсем точна, зато весьма наглядна. Представьте себе груз, висящий на пружине. Если пружину начать медленно поднимать и опускать, груз будет следовать за пружиной, не растягивая и не сжимая ее. При увеличении частоты колебания (но сохранении амплитуды) начинают проявляться инерционные свойства груза. При определенной частоте наблюдается интересная картина — амплитуда колебания груза оказывается максимальной, однако он колеблется в противофазе с воздействующей силой! То есть когда торец пружины перемещается вверх, груз движется вниз, и наоборот. Это легко проверить в домашних условиях — достаточно лишь найти эластичную резинку длиной около метра и пару тяжелых гаек. При дальнейшем увеличении частоты амплитуда перемещения груза падает вплоть до полной (визуально) остановки. Аналогично работает и акустическая колонка: в качестве воздействующей силы выступает энергия волны, возбуждаемой тыльной стороной диффузора, в качестве пружины — упругость воздуха внутри ящика, а в качестве груза — инерция воздуха в фазоинверторе. Интересно отметить, что во время резонанса амплитуда колебания диффузора оказывается минимальной, а не максимальной, как обычно. Суть данного явления понять просто: если диффузор движется вперед, создавая разрежение внутри ящика, то воздух в ФИ также должен двигаться вперед, провоцируя еще большее разрежение. И действительно, на частотах, близких к резонансным, большая часть энергии излучается именно фазоинвертором, а не диффузором динамика! Работа колонки в этом случае схожа с работой механического редуктора — небольшое перемещение диффузора с большой силой преобразуется в большое перемещение воздуха в ФИ с меньшей силой. Если перенести модель резонатора Гельмгольца на колонку, на частотах ниже резонансной динамик разгрузится, а при совсем низкой частоте наступит АКЗ, так как порт уже не будет работать как ФИ, а фактически превратится в прореху в ящике. На частотах выше резонансной ФИ, что называется, запрется, и работа динамика станет аналогичной работе в ЗЯ. Как же наличие фазоинвертора сказывается на работе динамика? Смоделируем работу динамика Kenwood KFC - HQW 300 в ящике объемом 35 л. Как видите, АЧХ стала шире почти на октаву, зато спад в области низких частот оказался круче, чем в оформлении ЗЯ. Фазовый сдвиг во всем диапазоне частот составляет уже 360°, но в рабочем диапазоне (40-2000 Гц) только 140°, что не намного хуже, чем в оформлении ЗЯ. Максимальное время групповой задержки составило 17 мс, что в четыре раза больше, чем в ЗЯ. К сожалению, и это не предел: при различных не оптимальных режимах работы время может достигать 50 мс. Характеристика импеданса имеет два пика («двугорбая»), между которыми находится минимум импеданса, показывающий резонансную частоту ФИ. Однако значение импеданса в них ниже, чем в оформлении ЗЯ, а значит, и амплитуда колебания диффузора меньше, несмотря на то что АХЧ в этом случае шире. http://proacustic.ru/tipy-akusticheskogo-oformleniya.html
Высшая музыкальность в области мысли. Нильс Бор
|
|
|
|
alpetr2003 | Дата: Вторник, 11.09.2012, 14:03 | Сообщение # 710 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 4168
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: Краснодар/Люберцы
|
Quote (Bobby_II) МЛ-ТКуВП я что-то не осознал. Говорят, звучит как обычный ФИ.
Я имел в виду физику процесса. В малом боксе с ФИ давление изменяется за счет движения диффузора, а в ML-TQWT - за счет волнового образования пучностей и разрежений? Соответственно, какая сравнительная скорость протекания этих процессов в данных случаях?
Алексей
|
|
|
|
VK | Дата: Вторник, 11.09.2012, 18:13 | Сообщение # 711 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 9421
Статус: Online
Страна: Германия
|
Quote (alpetr2003) Соответственно, какая сравнительная скорость протекания этих процессов в данных случаях?
Допустим это даже вычислить можно где и на какой частоте задержка будет в ML-TQWT, а вот в ФИ там именно фазная совпадение и зависит всё от полученной добротности. Самое простое объяснение этуму процессу я видел в справочнике Терещука с картинка фазного несовпадения или наоборот. Допустим есть такое чудо - спиральный хорн, так у него не смотря на то что каналы всё же не такие длинные как у ML-TQWT, задержка по звуку в среднем 40мсек.
Теперь о преждевременности моих сообщений. Я с моей конструкцией попал в ситуацию когда с такими остатками резонатора хорошо слышно что получилось, и головка W200SC от Визгатона, довольно "туповатая" к СЧ воспризведению, явно "замечала" все измения в конструкции с резонатором. Одним словом случай тяжёлый для конструктора и когда я с сомого начала понял что не могу получить желаемого у меня, появилось второе желание поставить на этой истории крест только тогда когда найду то самое потеренное и чётко буду знать где что потерял. В данный момент колонка заработала и я нашёл что ей надо и несмотря на то что в ней резонатор экстремно мал звук у неё настолько отличительный от ФИ что сравнивать уже трудно, ФИ так не умеет работать. А ведь как долго я ковырялся что бы получить эту разницу в одних и тех же условиях для обоих конструкций. Побочно выявил довольно интересную вещь. С помощью пропеллера настроить и получить ФИ намного легче чем с трубой-каналом, тут пропеллер с короткими каналами даёт 100% фору против трубы-канала.
|
|
|
|
alpetr2003 | Дата: Вторник, 11.09.2012, 19:59 | Сообщение # 712 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 4168
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: Краснодар/Люберцы
|
Валентин, для обычного ФИ практически все мало мальски продвинутые программы рассчитывают графики ГВЗ в координатах времени/частоты. Для ML-TQWT я таких графиков не видел, поэтому и спрашиваю.
В объяснение по отличию работы Торнадо от ФИ по видимому надо ввести ещё два фактора, самостоятельно участвующих в колебательных процессах и определенно на них влияющих: 1. Виброплата/виброподвес 2. Пропеллер (кстати в расчетах Ясного Сокола http://www.tornadoacoustics.ru/publ/2-1-0-9 этот элемент не учитывается) вот если бы удалось построить и осмыслить эквивалентную схему с учетом этих двух дополнительных переменных...
Алексей
|
|
|
|
Bobby_II | Дата: Вторник, 11.09.2012, 20:23 | Сообщение # 713 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 5526
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: Санкт-Петербург
|
alpetr2003, Есть такая замечательная программка, называется ХорнРесп. Считает "по воздуху". Я в ней упражнялся - вытягивал ФИ (уменьшал сечение, увеличивал длину) - происходило нарастание волновых эффектов. Но вообще идея на мой взгляд дурная или требующая какого-то светлого переосмысления. Скорее надо рассматривать не как ТКуВП+ФИ, а ФИ-ТКуВП (т.е. плясать от ФИ и смотреть, что даст).
я понимаю что вам нечем, но всё-ж попробуйте понять!!!
|
|
|
|
Alexandr | Дата: Среда, 12.09.2012, 02:34 | Сообщение # 714 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 1887
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
|
Quote (Bobby_II) Есть такая замечательная программка, называется ХорнРесп. Бесплатная программка от автора: http://www.hornresp.net.ms/
Высшая музыкальность в области мысли. Нильс Бор
|
|
|
|
DECEMBER | Дата: Среда, 12.09.2012, 05:09 | Сообщение # 715 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 169
Статус: Offline
Страна: Литва
|
Quote (bisesik) В смысле, насколько быстро вообще происходит реакция ФИ на давление? То есть на частоте настройки трубы ФИ звук из нее вылетает в одно и то же время, что и из фронтальной стороны диффузора? Или таки присутствует задержка? Или она настолько мала, что можно ею пренебречь? Ну вот представим. ФИ настроен на какую-то частоту, подаём её на динамик импульсом (один полный период). Диффузор пошёл внутрь ящика, "даванул" отрицательным полупериодом (условно) на трубу ФИ и из нее вылетел звук в противофазе. Иван, ФИ настроен на ЧАСТОТУ, а не на давление. Сам прикинь - 40Гц это 40 колебаний в секунду. Представь себе ноту 1/40. Успеешь ты заметить такие перемещения диффузора? Мы видим смещение от ТАКТА музыки (потребляемая мощность). Диффузор может почти не создавать давления в корпусе, но ФИ всё равно работает, поскольку в корпусе появляются частоты, на которые он настроен. Просто в закрытом ящике излучение "назад" (диффузор-то пластина) для нас слушательно ослабляется (ящик его глушит), а в ФИ мы часть этого излучения подаём в помещение (разумеется, не одну-единственную частоту, поскольку добротность ФИ по-сравнению с радиоконтурами не высока).
|
|
|
|
Bobby_II | Дата: Среда, 12.09.2012, 06:23 | Сообщение # 716 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 5526
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: Санкт-Петербург
|
Я бы сказал, что к НЧ оформлению на традиционных ГГ надо вообще относиться, как к резонатору. В т.ч. ЗЯ, ОЯ, щит, ... Пример ЗЯ - резонатор: масса подвижки на упругости подвижки+упругость воздуха. ОЯ, щит - масса подвижки+масса прис. воздуха на упругости подвижки. ФИ, ПИ, ЧВР - это уже связанные взаимодействующие резонаторы. В ЗЯ излучение зада диффузора не теряется, как это принято думать - оно "накапливается" в сжатии-разряжении воздуха, потом "возвращается", естественно не без потерь (а где их нет?). К стати, о механихме работы ВСЕХ резонаторов: если резонатор даже с самой правильной добротностью долго-долго возбуждать какой-то частотой, он будет работать с этой частотой и амплитудой, определяемой соотв. формулами. А вот если его быстро "пнуть", то докончит резонатор НА СВОЕЙ ЧАСТОТЕ. Т.е. чем меньше добротность, тем меньше "призвук резонатора". Связанные резонаторы имеют несколько таких частот, потому после пинка прогудят сразу на нескольких частотах, что менее заметно т.к. энергия разделится. В этом смысле чем больше связанных резонаторов - тем лучше. Возможно, пропеллер "хавает" энергию, а звука почти не дает - тем самым "обрубает" гудение. Еще вариант - пропеллер и ВП двигаясь изменяют объем АО и тем самым "размывают" резонанс.
я понимаю что вам нечем, но всё-ж попробуйте понять!!!
|
|
|
|
DECEMBER | Дата: Среда, 12.09.2012, 06:59 | Сообщение # 717 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 169
Статус: Offline
Страна: Литва
|
Quote (Bobby_II) Возможно, пропеллер "хавает" энергию, а звука почти не дает - тем самым "обрубает" гудение Ну так поэтому и есть предположение, что он может работать как ПАС (и его "поглощающие" свойства зависят от его материала и гибкости). А изменение объёма для "размазывания" резонанса - это вряд ли. Прикинь насколько должен измениться объём, чтоб настройка ушла герц на 5...10 (литрах в 12...15-ти).
|
|
|
|
Bobby_II | Дата: Среда, 12.09.2012, 08:28 | Сообщение # 718 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 5526
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: Санкт-Петербург
|
Так надо посмотреть, на сколько меняется объем резонатора. Думаю, до 5%. Этого вполне бы хватило "сбить" высокодобротный резонанс, а низкодобротный - вряд-ли.
я понимаю что вам нечем, но всё-ж попробуйте понять!!!
|
|
|
|
VK | Дата: Среда, 12.09.2012, 18:12 | Сообщение # 719 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 9421
Статус: Online
Страна: Германия
|
Quote (Bobby_II) Возможно, пропеллер "хавает" энергию, а звука почти не дает - тем самым "обрубает" гудение.
Я только что высказал подобное в личке Алексею. С пропеллером 4х лопостным мы получает короткие каналы и они нам дают эффект ФИ и не более, даже с бубнежём. Я меняю пропеллер с хорошо закрученными каналами и в этом же ящике даже бубнёж исчезает! А эффект Торнадо усиливается. Получется что мы произвели быстрей всего фильтровку, где субНЧ и НЧ припятсятвий не имеют, а вот самые низкие СЧ (признаки бубнежа) уже срезаются и довольно эффктивно, можно сказать до идеального звука.
|
|
|
|
Bobby_II | Дата: Среда, 12.09.2012, 19:52 | Сообщение # 720 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 5526
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: Санкт-Петербург
|
Бубнеж - это обычно до 100Гц, т.е. до СЧ - далеко. Валентин, хотелось бы увидеть графики импеданса и добротности горбов "есть бубнеж" - "нет бубнежа".
я понимаю что вам нечем, но всё-ж попробуйте понять!!!
|
|
|
|