Сфера звука.
|
|
Sbaranov | Дата: Среда, 30.05.2018, 12:48 | Сообщение # 256 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 428
Статус: Offline
Страна: Украина
Город: Каховка
|
Согласен с Иваном. Простой подход - увидеть интерференционную сетку с множественными наложениями отражений, ничего по сути не даёт. Одно полезно понять, на мой взгляд. Восприятие звуковой картины начинается с фронта, импульса, удара или из всё того-же щелчка ломающейся ветки под ногою тигра. И с этого разового события как с точки отчёта идёт в мозгу человека создание виртуальной картины расположения звука в пространстве. Тут всё работает одновременно - фаза, громкость, спектр и только в последний момент отражения. Поэтому возьму на себя грех утверждать правдивость неоднократных замечаний Валентина о второстепенном значении окружающей обстановки. Но наверняка обстановка стала бы на первое место если бы первым в уши попал отраженный звук. То есть интерференция в нашем случае имеет вторичное значение. Тем более, что с стоячими или застывшими в пространстве волнами мы практически дела не имеем, а имеем динамическую, живую и изменяющуюся картину. Изменяется почти всё - положение ушей в пространстве, частоты принимаемых звуков, изменяется временные интервалы в моменты их выхода из АС, изменяются фазы суммарного давления смежных частот от каждого динамика одной и той же АС, изменяются частоты и фазы из-за доплеровских эффектов, добавьте сюда искажения разных сортов. Вспомните как трудно в комнате определить источник звука 10-16 кГц. Вот тут в полной мере слышно отражения о которых говорил Bender052. Я это представляю как не просто сетку, а полностью, через буквально каждый сантиметр 3D пространства, во всех направлениях насыщенное пятнами максимумов и минимумов громкости, и это при стабильной частоте. Тут не только мы, но и мышь летучая, будет слепой. Для позиционирования нужен фронт звука и он должен прийти первым, быть громче и иметь правильные спектральные соотношения. Но наверное не каждая АС для таких целей подходит правильно. При больших площадях излучения и относительно малых длинах волн звука, которые излучаются, может образовываться размытый в пространстве фронт такой волны, и в зависимости от вашего положения каждый раз занимать не определяемое чётко в пространстве место. Плюс, и это лично моё мнение, одновременный приход обоих фронтов волн в определённое место пространства, должен образовывать вторичный источник звука как результат интерференции этих волн и уже повторно распространяться. То есть результатом столкновения фронтов волн с противоположной пространственной направленностью должно быть их взаимное отражение, а не взаимное проникновение. У меня есть одно простое доказательство возможности такого явления. Старое пособие по фазировке динамиков - если поставить колонки динамиками друг против друга то при правильной фазировке громкость больше чем при неправильной. На НЧ это работает идеально, на СЧ с БМР динамиками тоже должно работать, как и на ВЧ с плоскими излучателями. Я для себя это явление называю "звуковой голограммой", с электромагнитными волнами такое можно получить только при продольных волнах, и там голограммы такого рода невозможны пока они поперечные.Добавлено (30.05.2018, 12:48) --------------------------------------------- По поводу поперечных волн. Я любую систему передачи волн рассматриваю как все направленный транспортёр. То есть это система транспортировка энергии с сохранением определённых стартовых условий. Вот образовалась к примеру зона повышенного давления, молекул очень много, они хаотически толкаются. Средняя скорость распространения столкновений равна скорости звука из-за участия огромного числа молекул идёт очень точное усреднение статистики столкновений чем обеспечивается стабильность скорости. И распухает сфера. У этой сферы фронт под высоким давлением и действует он не только от центра к периферии но и в случае огибания предметов заходит за них и без бокового давления это просто было бы невозможно. То есть за время движения фронта работают не только продольные силы но и поперечные (это же всё таки давление хотя его и называют звуком) и естественно их можно экспериментом Каравашкиных выявить.
У меня всё не так.
Сообщение отредактировал Sbaranov - Среда, 30.05.2018, 12:13 |
|
|
|
Bender052 | Дата: Среда, 30.05.2018, 16:28 | Сообщение # 257 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 4700
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: волгоград
|
Цитата одновременный приход обоих фронтов волн в определённое место пространства, должен образовывать вторичный источник звука как результат интерференции этих волн и уже повторно распространяться. Я бы уточнил, что суммарный фазокогерентный фронт спектрально насыщен входящим в него обоих диапазонов.
Цитата То есть за время движения фронта работают не только продольные силы но и поперечные (это же всё таки давление хотя его и называют звуком) и естественно их можно экспериментом Каравашкиных выявить. У поперечной волны вектор направленности волнового фронта перпендикулярен оси распространения волны. В сферической волне такого нет. Считать расширяющийся с расстоянием периметр волнового фронта сферической волны поперечной волной ошибочно. В воздушной среде волновому вектору ничего не мешает двигаться по оси распространения и поперечных волн возникнуть не может, просто нет "почвы" для их возникновения т.к воздушная среда анизотропна и не имеет жёсткой кристаллической решётки. Наглядный пример круги на воде. В твёрдых материалах поперечные волны есть всегда. Например диффузор, барабан или плоский щит. Визуализация интерференции поперечных стоячих волн все видели, где песок рисует узоры на вибрирующей пластине при смене частоты.
Не говори гоп-заставят прыгать!
|
|
|
|
Птицын | Дата: Среда, 30.05.2018, 16:47 | Сообщение # 258 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 458
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: Барнаул
|
Цитата Sbaranov ( ) И с этого разового события как с точки отчёта идёт в мозгу человека создание виртуальной картины расположения звука в пространстве. Согласен на все сто! У каждого из нас своя индивидуальная способность формировать в своём виртуальном пространстве (воображении) звуковую картину. Именно в воображении! У животных в дикой природе это работает по другому. Животное по звуку может определить не только в каком направлении, как далеко и кто издал тот или иной звук. СФЗ от источника животное вряд ли услышит, так как ищет совершенно другую информацию. А вот человек, это другое дело. У каждого из нас своё воображение и развито оно индивидуально, и мозг рисует свои особые звуковые картины. Здесь важна связка: ВООБРАЖЕНИЕ- МОЗГ!!! Кто то услышит СФЗ даже там где её нет, а кому то это не дано, в угоду разных причин, в том числе и личной упёртости. Вот и возникает вопрос: Чем, каким прибором, можно измерить силу воображения?! Предлагаю, каждому из нас, провести очень простой тест с мозгом-зрением- воображением! Вы скажете, причём здесь зрение, мы же обсуждаем СФЗ. Да ни причём, просто так проще почувствовать работу мозг- воображение. Возьмите любую любительскую ч\б фотографию сделанную с плёночного носителя. Посмотрите на неё. Ну фото как фото ничего не обычного. А теперь расслабьте взгляд, слегка расфокусируйте зрение и ваше старое фото приобретает объёмное 3Д изображение, причём безо всяких спец. средств. Мы видим объём на плоском фото бумажном снимке! Этот опыт получается практически у всех. Объём на плоском фото увидеть проще т.к. мы понимаем желаемый результат. Со СФЗ сложнее, ибо ни каждый понимает желаемый результат, и воображение рисует каждому свои звуковые картинки. Причём я думаю, если испытуемому подсказать что, и главное где в пространстве , он должен услышать, то с большой долей вероятности он это услышит и услышит именно там, где было указано. Его мозг- воображение откроет ему новую виртуальную реальность!!! Именно поэтому СФЗ, с моей точки зрения, находится в мире инфосоматики и не может быть подвержена материальным (приборным) измерениям!
Дорогу осилит идущий!
Сообщение отредактировал Птицын - Среда, 30.05.2018, 16:53 |
|
|
|
Konstantin | Дата: Среда, 30.05.2018, 18:38 | Сообщение # 259 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 40
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: Томск
|
Цитата eksaedr ( ) Самый чувствительный теневой метод, но у него ограничения в локальности. Я вас правильно понимаю, теневой метод в данном случае - это изображение тени от звукового поля на экране или фотоматрице? Если так, поделитесь оптической схемой эксперимента и параметрами съёмки?
www.roundsound.ru
|
|
|
|
Bender052 | Дата: Среда, 30.05.2018, 18:42 | Сообщение # 260 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 4700
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: волгоград
|
Пример со стереоизображением по отношению к слуху не корректен. Чтобы увидеть трёхмерное изображение на плоской картинке надо тренировать зрение, одни учаться быстро но многим это так и не удаёться. Я научился за пять минут. А вот слух никому тренировать не надо, он либо слышит частоты либо нет, всё зависит от индивидуальных особенностей и фантазия тут ни при чём. Из моно никак стерео не нафантазировать.... а трёхмерный звук тем более. Слух (уши) это только датчик а мозг лишь анализатор данных датчика. Совместно с памятью (базой данных) мозг по звуку понимает что именно издаёт звук, по локации -откуда (с какой стороны) Когда звук/звуки прилетают со всех сторон локации источника нет и это не объёмный звук. В объёмном звуке есть чёткая локация всех источников и мозг датчиками это чётко определяет. Даже плохослышащий легко прихлопнет комара и определяет с какой стороны проехал автомобиль без всякой фантазии а токма благодаря локации на слух.
Не говори гоп-заставят прыгать!
|
|
|
|
Konstantin | Дата: Среда, 30.05.2018, 18:54 | Сообщение # 261 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 40
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: Томск
|
Цитата bisesik ( ) При виде этих картинок у меня возникают ассоциации с рентгеновскими снимками, по которым доктора потом пытаются что-то понять, практически "наугад". Но боюсь, правда в том, что даже разрешающей способности "тамографа" будет не достаточно для выяснения причин. Да, на первый взгляд, полезность этих картинок не очевидна. Но как и в случае с рентгенографией, которая оказала просто неоценимое влияние на медицину, так и у этого способа визуализации звукового поля есть свое применение. Тот же Баттерворт говорит "производители АС смогут лучше понять, как различные конструкции влияют на направленность громкоговорителя, и учесть мертвые точки, которые могут ограничить качество громкоговорителя." А представьте что вы можете увидеть звуковое поле в вашей комнате? Хотя бы грубую интерференционную картину ЗД, установившуюся с учётом отражений. Это позволит, например, правильно расставить АС, мебель, всякие поглотители и рассеиватели. А если получится визуализировать пространственное распределение передаточной характеристики помещения?...
www.roundsound.ru
|
|
|
|
Bender052 | Дата: Среда, 30.05.2018, 18:58 | Сообщение # 262 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 4700
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: волгоград
|
Да, теневой метод схож с тем, что мы видим когда луч солнца пробиваясь в щель тёмной комнаты освещает летающую пыль/дым/пар или любую взвесь. Только от звука эта взвесь не вибрирует и зоны сжатия/разряжения мы не увидим. Все картинки "волн" это лишь моделирование, в реале зоны разряжения/сжатия 20-20000гц видно лишь в плотной среде нежели воздух -вода/песок. Для визуализации упругих колебаний газа теневой метод не подходит.
Не говори гоп-заставят прыгать!
|
|
|
|
Птицын | Дата: Среда, 30.05.2018, 19:19 | Сообщение # 263 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 458
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: Барнаул
|
Цитата Bender052 ( ) Слух (уши) это только датчик а мозг лишь анализатор данных датчика. Совместно с памятью (базой данных) мозг по звуку понимает что именно издаёт звук, по локации -откуда (с какой стороны) Учёные вдоль и поперёк, на томографе исследовали мозг, сердце и другие жизненно важные органы человека, но душу так и не обнаружили! Исходя из их рассуждений- ДУШИ нет! Есть только сложные биохимические реакции....! Счастье в неведении! Так что удачи в поимке СФЗ, я даже знаю чем всё закончится...
Добавлено (30.05.2018, 19:19) --------------------------------------------- А я пошёл слушать, ТО чего нет, и получать удовольствие!!!
Дорогу осилит идущий!
Сообщение отредактировал Птицын - Среда, 30.05.2018, 19:19 |
|
|
|
Konstantin | Дата: Среда, 30.05.2018, 19:20 | Сообщение # 264 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 40
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: Томск
|
Цитата Sbaranov ( ) и это лично моё мнение, одновременный приход обоих фронтов волн в определённое место пространства, должен образовывать вторичный источник звука как результат интерференции этих волн и уже повторно распространяться. То есть результатом столкновения фронтов волн с противоположной пространственной направленностью должно быть их взаимное отражение, а не взаимное проникновение. Физически это не возможно. Посмотрите, пожалуйста, это видео взаимодействия прямой и отраженной звуковой волны. Это не компьютерная симуляция, это реальная видеозапись распространения звука методом ЛДВ.
www.roundsound.ru
|
|
|
|
Bender052 | Дата: Среда, 30.05.2018, 19:54 | Сообщение # 265 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 4700
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: волгоград
|
Konstantin, Вот именно, если бы. Но, увы, это не возможно. Эхолокация позволяет "увидеть" лишь предметы, отражающие звук/элмаг волны но не сами волны и тем паче интерференцию волн. Одно время, когда вплотную занялся орто, я проводил такой опыт. Сделал из фанеры контур орто 5см высотой, поместил его в земляной бассейн и посмотрел как себя ведёт поверхность воды внутри модели корпуса на разных частотах. Вместо динамика поставил соленоид, вместо диффа пластину. Короче одномерная модель орто с заменой воздуха на воду. Картинка глади воды очень похожа на то, что рисует песок на вибрирующей пластине. Бассейн 3×3м это земляной валик 10см и целофановая плёнка сверху, получается большая неглубокая лужа, куда ставлю рамку модели корпуса, которая торчит над поверхностью воды.
Добавлено (30.05.2018, 19:25) --------------------------------------------- Птицын, После смерти человек становиться легче ровно на 21грамм. Есть гепотеза, что это душа. Но к регистрации объёмного звука она отношение не имеет.
Добавлено (30.05.2018, 19:33) --------------------------------------------- Sbaranov, Изучите что такое интерференция когерентных и некогерентных волн...
Добавлено (30.05.2018, 19:54) --------------------------------------------- Konstantin, Sbaranov говорит о встречных волнах а видео не про то.
SbaranovВ случае двух встречных источников отражения не будет т.к волновой фронт это не стена. Бросьте два камушка в пруд на некотором расстоянии друг от друга и посмотрите как ведут себя волны. Они пройдут сквозь друг друга https://fphoto.photoshelter.com/image/I0000EtpMjobqg70
Не говори гоп-заставят прыгать!
Сообщение отредактировал Bender052 - Среда, 30.05.2018, 20:02 |
|
|
|
Konstantin | Дата: Среда, 30.05.2018, 20:10 | Сообщение # 266 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 40
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: Томск
|
Цитата Птицын ( ) У каждого из нас своя индивидуальная способность формировать в своём виртуальном пространстве (воображении) звуковую картину. Именно в воображении!
Цитата Птицын ( ) Именно поэтому СФЗ, с моей точки зрения, находится в мире инфосоматики и не может быть подвержена материальным (приборным) измерениям! Действительно, роль мозга в построении объемного образа из стереозвука - главная. Именно мозг интерпретирует сигнал в сцену с расставленными КИЗ. И кажется, что на этом -всё. Однако, для того, чтобы мозг сумел все регистрируемые слуховым анализатором параметры распознать и представить как объемную сцену, эти параметры в звуке должны присутствовать и именно в тех количествах и пропорциях, которые позволят "увидеть" звуковую сцену. И здесь работает все - запись, транспорт, усилитель, АС. И.Алдошина много лет публикует резюме по съездам AES с результатами новейших исследований. В матриалах 140го конгресса -
Цитата воспроизведением по системе Wave Field Synthesis (о ней уже было рассказано в статьях по предыдущим конгрессам), которая обладает большим преимуществом, состоящем в том, что расположение мнимых источников стабильно в пространстве и не зависит от положения слушателей . И ниже есть картинка, правда синтезированная, сравнения звукового поля стерео и wfs систем.
Получается, что Валентин прав, и именно сфера звука позволяет получить эффект присутствия. Тогда, подобная фотография звукового поля от его АС говорила бы наличии и необходимости именно СфЗ.
www.roundsound.ru
|
|
|
|
Bender052 | Дата: Четверг, 31.05.2018, 03:10 | Сообщение # 267 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 4700
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: волгоград
|
Если бы волны имели свойство отражаться друг от друга тогда мы бы не могли слышать другие источники кроме одного, который излучает прямо на нас и остальные волны не могут пройти сквозь это излучение. Но этого не происходит, кроме музыки/собеседника мы слишим ещё кучу разных источников звука- шум с улицы, ругню соседей и как жена гремит кастрюлями нм кухне. А было бы здорово, включил АС и "пусть весь мир подождёт"... такое может быть только в наушниках но это лишь эффект маскировки. Добавлено (30.05.2018, 20:18) ---------------------------------------------
Цитата Однако, для того, чтобы мозг сумел все регистрируемые слуховым анализатором параметры распознать и представить как объемную сцену, эти параметры в звуке должны присутствовать и именно в тех количествах и пропорциях, которые позволят "увидеть" звуковую сцену. Согласен двумя руками. То, чего нет не нафантазируешь... даже если очень хочеться. Стерео/3D звук нельзя услышать одним ухом, это эффект бинауральный.Добавлено (30.05.2018, 20:23) --------------------------------------------- Всё дело в способе/методе формирования объёмного звукового поля и создания КИЗ. Их несколько и все отличаются способом и количеством полосовых излучателей. Добавлено (30.05.2018, 20:37) --------------------------------------------- Склоняюсь что при помощи стерео пары АС из стереофонограммы можно сформировать лишь стереопанораму а вот ширина стереобазы и локация КИЗ зависит в первую очередь от АС. Для создания 3D поля потребуется многоканальная фонограмма и другое количество излучателей. Если АС по диаграмме направленнлсти близки к омниполярам с круговой ДН то в формировании ЗП в большей степени учавствует рефракция волн. Чем шире ДН АС тем сильнее отличие стереоэффекта от первоисточника. Появляются новые КИЗ которых нет в стереофонограмме. Мониторы ближнего поля, используемые звукорежами, не имеют такой широкой ДН и помещение студии не даёт рефракцию волн. Добавлено (31.05.2018, 03:10) ---------------------------------------------
Цитата Это был описан коротко процесс вынужденных случайных колебаний, но есть колебания согласно з-ну Ньютона. Какому из трёх? Что же касается энергии, то она обязана движению тел, их скорости v. В механике это кинетическая энергия E, и она, конечно, связана с массой тела m по формуле E = 1/2 * m*v2. Но в сущности масса и энергия -- вещи разные. Обе они подчиняются законам сохранения, но порознь: есть закон сохранения массы и отдельно закон сохранения энергии. Что касаемо массы тут тоже не всё так однозначно. Сам Ньютон оставил две массы-релятивистскую и инвариантную. И обе разные.
Не говори гоп-заставят прыгать!
|
|
|
|
Konstantin | Дата: Четверг, 31.05.2018, 03:32 | Сообщение # 268 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 40
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: Томск
|
Цитата Bender052 ( ) Всё дело в способе/методе формирования объёмного звукового поля и создания КИЗ. Их несколько и все отличаются способом и количеством полосовых излучателей. Можно по-подробнее о способах создания КИЗ?
www.roundsound.ru
|
|
|
|
Bender052 | Дата: Четверг, 31.05.2018, 05:00 | Сообщение # 269 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 4700
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: волгоград
|
Стереофония. Квадрофония. Трифония. Многоканальные системы. Отличаются количеством излучателей, каналов и способом воспроизведения фонограмм
Не говори гоп-заставят прыгать!
|
|
|
|
Sbaranov | Дата: Четверг, 31.05.2018, 05:03 | Сообщение # 270 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 428
Статус: Offline
Страна: Украина
Город: Каховка
|
Цитата Bender052 ( ) У поперечной волны вектор направленности волнового фронта перпендикулярен оси распространения волны. В сферической волне такого нет. Считать расширяющийся с расстоянием периметр волнового фронта сферической волны поперечной волной ошибочно. В воздушной среде волновому вектору ничего не мешает двигаться по оси распространения и поперечных волн возникнуть не может, просто нет "почвы" для их возникновения т.к воздушная среда анизотропна и не имеет жёсткой кристаллической решётки. Вы правы и нет одновременно. В целом волна действительно продольная, и вовсе нет даже поводов для спора, но мы всё время забываем о том, что в фронте волны имеют место множество упругих и хаотических столкновений молекул. И по сути продольный вектор направленности сформирован не в безвоздушном пространстве а в фронте волны ширина которого грубо говоря равна её половине длины, так вот эти молекулы внутри фронта давят не только вперёд но и по сторонам и от этого явления ни как не избавиться, но оно отчасти этим же фронтом уравновешено слева и справа. Волна движется не только вперёд но и в стороны, даже плоская волна расширяется по мере продвижения. И это неизбежно поскольку скорость отдельных молекул во всех направлениях доходит до километров за секунду. Это бильярд. И благодаря этому звуковая волна стремится выровняться в пространстве в сферу или сегмент сферы и не обладает поляризацией. А Каравашкиным по сути удалось показать как из продольных волн может образоваться объёмная структура обладающая свойствами поляризации или свойствами поперечных волн. Я вообще выскажу крамольную мысль о том, что и с электромагнитными волнами не всё так просто. В разных масштабах измерения волны могут иметь разную природу и проявляться по разному. Вот к примеру спиральный резонатор у Торнадо. Как так выходит, что противофазное давление за АС не успевает обойти её и погасить НЧ звук? У меня только одна версия - выхлоп делится на два ударных фронта, их выбрасывает в пространство подальше от АС и там образовывается уже два источника звука которые из-за временной задержки из-за разного пространственного положения друг до друга становятся противофазными, чем ослабляются и уже не гасят фронт так сильно. Есть в электро физике один эксперимент о котором мало кто знает. Там стоячая волна в оптоволокне взаимодействует сама с собой. Так вот сила взаимодействия многократно меняет направление взаимодействия в зависимости от расстояния оптических волокон. Там нет понятия +/-. Всё как со звуком.
У меня всё не так.
|
|
|
|