Начал думать о 1/4 (видимо, лабиринт, т.е. пост. сечения) со спиральным каналом. Вот думаю, что это может дать и как лучше сделать. Правда я пока не убедился в преимуществе 1/4 над РГ. Единственное - 1/4 сдвигает резонанс ГГ вниз (как длинный ОЯ), а РГ - вверх.
Еще думаю, как сделать так, чтобы выхлоп "Торнадо" шел на динамик.
Обе конструкции были: 1/4 у каких-то японсев с "лесенкой", а ВП совмещенная с пирогом и ФИ - был какой-то авто САБ.Добавлено (10.02.2012, 09:07)
---------------------------------------------
Дублирую мысли, высказанные мной на АПе:
связанные резонаторы с близкими частотами будут испытывать "биения", т.е. передача энергии от одного резонатора другому и обратно с частотой, равной разности резонансных частот этих резонаторов. О как загнул. Как препод на лекции. В "нашей" системе, т.е. дин-ФИ-ПИ поглощение в ПИ настолько велико, что "вернуть" ему уже нечего, т.е. получается, что дин и ФИ будут эффективно излучать только пол-периода "биения" между ними и ПИ.
Т.о. возникает механизм "антигундёжки": допустим у нас есть что-то с повышенной гундежностью (добротностью), что надо "приглушить", тогда берем резонатор с повышенными потерями ("бутерброд" или "пирог") и частотой резонанса близкой к частоте объекта, тогда объект будет "отрабатывать" только пол периода частоты биения.
Хотя ... что-то мне говорит, что я что-то пропустил ... ах да, силу связи резонаторов, которая будет влиять на скорость передачи энергии, т.е. время "гудежа" должно еще зависеть от эффективности энергопередачи, а не только от разницы резонансных частот.
Но всё равно. Имеем механизм ограничения времени гудежа: делаем резонатор с большим поглощением, и близкой резонансной Фрез1-Фрез2=2/Тгуд.
Пример Торнадо: динамик-ФИ-ПИ если резонанс ФИ 30Гц, а получившийся динамика 70Гц, то ПИ сложновато сделать так, чтобы он одинаково действовал на ФИ и дин, соотв. надо еще один резонатор для работы на динамик. В торнадо он есть - это ВП. Т.е. ФИ 30Гц, ПИ делаем 25-35 ГЦ, ВП д.б. 65-75Гц.
Еще мысли по соотношению площадей ПИ, ФИ и динамика и объему резонатора: они влияют на силу взаимодействия и соотв. эффективность передачи энергии от одного резонатора другому.
Т.е. чтобы правильно рассчитать работу "Торнадо" надо промоделировать систему связанных резонаторов и определить желательные частоты резонансов и величину связей, из них уже вычислить параметры "Торнадо".
Поздравляю общественность с первым намеком на предварительный рассчет "Торнадо".
осталось определить, какое время "гудежа" оптимально для каких частот. Т.е. составить график, какие частоты через сколько времени д.б. "выключены".
Добавлено (10.02.2012, 09:45)
---------------------------------------------
Теперь попробую структурировать свои мысли:
Торнадо является сложным АО, т.е. имеет несколько взаимодействующих конструкций. "Отключение" одной из них приводит к пропаданию характерного для "Торнадо" звука.
исходя из этого надо:
- рассмотреть работу конструкций "Торнадо" отдельно
- рассмотреть взаимодействие этих конструкций попарно
- рассмотреть всё вместе
К "конструкциям" "Торнадо" относятся:
1. ВиброПлата/Подвес динамика. Исходя из прочтения нескольких веток могу сделать вывод, что никакой иной функции кроме виброразвязки динамика и корпуса он не несет.
2. Резонатор Гельмгольца (он-же в народе ФИ) - резонанс массы воздуха в каналах ФИ на упругости воздуха Основного Объема. Теория и практика расписаны давно.
3. "Пирог", он-же "пропеллер" включает в себя:
3.1. спиральные каналы ФИ. На мой взгляд должны расширять полосу резонанса без потерь (уширение полосы и соотв. снижение добротности может быть достигнуто введением потерь, а может просто уширением полосы резонанса, т.е. получаются виртуальные связанные резонаторы с близкими частотами, точнее непрерывный спектр этих резонаторов). Это предположение требует подтверждения. Также спиральный вид, звукопоглощающий материал и ребристость стенок создают повышенное сопротивление проникновению СЧ. Также ребристая структура стенок должна снижать потери на НЧ (работы по данной теме есть, надо найти).
3.2. Пассивный Излучатель (или резонатор-поглотитель, может правильнее его называть Пассивный Резонатор или поглотитель-Резонатор, короче ПР). В общем-то тоже вещь известная. То, что написано выше есть предположение о взаимодействии ПР и РГ(ФИ)
Т.о. нам "осталось" понять, что нам дают (взаимодействие):
- спиральные каналы ФИ
- вибрация этих каналов
Добавлено (10.02.2012, 10:16)
---------------------------------------------
Итак, для дальнейшего понимания надо поставить несколько экспериментов:
1. определение влияния спиральной формы ФИ (его отличие от аналогичного по параметрам и форме сечения прямого) Для этого в АС ставится прямой и закрученных в спираль ФИ возможно, можно скрутить в спираль фановую трубу нужного диаметра, набив ее песком (для сохранения сечения) и нагревая строительным феном. Или "набрав" из 45-градусных сегментов (подороже выйдет). Я планирую такой опыт на 35АС-021, заодно посмотрю что происходит если в ФИ сделать "вырез Карлсона". Но будет это не раньше апреля (ремонт!!!).
2. определение роли спирально-закрученных потоков в корпусе АС и снаружи ("эффект природного торнадо" по Валентину). Читал, что это как-то влияет. Для понимания надо 2 идентичных пирога, но в одном все 4 канала закручены в одну сторону, а в другом 2 в одну, 2 в другую. Или установкой препятствий, "выпрямляющих потоки", но не препятствующие им.
3. Определение влияния вибрации стенок ФИ на характеристики ФИ и его отдачу.
4. Возможно что влияет и спиральное движение потоков и острый угол входа ФИ и вибрация.
Добавлено (10.02.2012, 10:24)
---------------------------------------------
Для всех этих экспериментов необходим контроль параметров "пирога". Т.к. я считаю, что это одни из основополагающих вещей, а до сих пор делаются "на глаз", поэтому у кого-то получается, у кого-то нет. Ввиду того, что в пироге расположены каналы ФИ, контроль с помощью микрофона в БлижнемПоле исключается. Соответственно нужны контактные датчики фибрации. Я (и не только я) сразу предложили на эту роль пьезоиголки от проигрывателей. Если с их добыванием проблема, то можно использовать пьезоэлемент от пищалок с "организацией" физического воздействия. Валентин предложил использовать высокоомные капсюли от наушников, только крепил их напрямую за мембрану, я предлагаю использовать коромысло.