Да, я это помню, и тоже желаю, чтобы тема не была закрыта для широкой публики любителей самодельной акустики. Вообще «Воробей» создавался с ШП, но эффективней всего он оказался на купольниках. Я весь в планах, осуществление которых задерживает практическая составляющая. Только сегодня закончил замерять импедансы у конструкции 3х Торнадо. В неё установлен «Воробей» на купольнике. Хотел сделать отдельную тему, но по окончании акустических замеров. С этими замерами вроде и не сложно, но тяжело когда вся семья дома, а ты шумишь и в этот же момент ещё и тишины требуешь...
В принципе, любой малый ШП с подвесом в Торнадо уже «Воробей» и у нас специально выделен раздел для таких конструкций.
И так, Воробей - прошу высказываться в письменной форме.
VK.
Добавлено (19.03.2009, 21:10)
---------------------------------------------
Приветствую всех. Эта тема началась, чуть ли, не месяц назад и "зависла". Перенёс эту тему в подраздел "Многополосные системы" т.к. как не крути, а «Акустический Воробей» относится к системам многополосным.
Подобную тему начинал на А.Портале, но закончить мне её не дали, применив просто хулиганские выходки, и я настоял на её закрытии. Немного о том, что там писалось...
Я вёл, так сказать, рабочую тему - проводил эксперименты и сразу докладывал. Уже после этих экспериментов мне предстояло построить акустику способную работать с малыми стуктурами звука. Я примерно представлял, в чём заключается проблема и не ожидал, что она окажется основополагающей во всех аспектах звуковоспроизведения с использованием электромагнитных головок. Были только догадки и не более, т.к. видел способ реализации звуковоспроизведения в колонках Grundig Monalith-190a, где в четырехканальной системе, почему-то, вместо одной головки, как во всех остальных системах, фирма устанавлива до семи головок на каждый канал используя лишь мизерный ход диффузора, подчёркивая в описании что это приводит к снижению искажений в головках с диффузорами!!! Очень оригинальное решение - получить качество, невзирая на затраты. Мне такой подход не нравился, это было накладно. Хотя должен сказать что Grundig справился с задачей великолепно и остаётся «пионером» в этом вопросе уже более 20 лет. После опыта с НЧ и СЧ, я решился на опыты с головками СЧ. Начал с ШП 3Вт ф. Тонсиль и описывал, что у меня получалось с этой головкой, наделав при этом кучу ошибок, но двигался вперёд. Моим "опорным" пунктом стала головка ф. Seas NoFerro-550. У меня в тот момент играли ШП и я их сравнил с 550ми. Разница оказалась разительной настолько, что я тут же "забыл" Тонсилы. У овалов, несмотря на самую лёгкую систему подвеса и отличное качественное звучание, не проявлялся один эффект - эффект «звукового тумана». И в этом вопросе они оказались не единственными, у Monalith-190 этот эффект тоже не проявлялся. Вот об этом я и буду писать в виде повествования, если это всех устраивает...
Добавлено (20.03.2009, 19:35)
---------------------------------------------
Quote (VK)
Вот об этом я и буду писать в виде повествования, если это всех устраивает...
Прилагаю фото Grundig Monolith-190. Это активные 4х канальные колонки. На НЧ стоит 4е 17х головки, на мидбасе 4е 17х головки, СЧ 7шт. 35мм купольники, на ВЧ 7шт. 19мм купольники. На стуле спереди показан предварительный усилитель-фильтр, оконечные каскады вмонтированы сзади с большими радиаторами.
Продолжение темы. Пришло время собирать 4х Торнадо. Для этого были закуплены предварительно компоненты. На НЧ было решено поставить 17см головку, на МБ тоже 17см, на СЧ 28мм купольник, на ВЧ 19мм купольник. Конструкция полностью реализована с использованием технологии Торнадо. На НЧ В-плата с резонатором и фильтром первого порядка до 200Гц(L=6,8mH), на МБ В-плата без резонатора с "открытым" пропеллером и фильтром только на "верху" для стыковки с СЧ (фильтр второго порядка до 1600Гц), СЧ 28мм купольник конструкция «Воробей» с фильтрами второго порядка от 2000Гц до 3800Гц, ВЧ 19мм купольник конструкция «Воробей» с фильтром второго порядка от 4000Гц. НЧ и МБ имеют по отдельному объёму, а СЧ и ВЧ выполнены в общем объёме с крышкой сзади. СЧ и ВЧ планировалось выполнить на качающихся шарнирах, похожих на качели с креплением по середине колонки, а головки должны были выглядывать через аккуратно вырезанные фигурные амбразуры. Да, НЧ и МБ тоже имели амбразуры, получилось даже красиво - всё через амбразуры... О чём придётся писать далее даже моя жена не знает...
Добавлено (21.03.2009, 18:17)
---------------------------------------------
Quote (VK)
О чём придётся писать далее даже моя жена не знает...
Собрал коробки для 4х Торнадо и ко мне напросился режиссёр посмотреть ящики. Я ему показал эти недоделки. Он когда увидел эти амбразуры для СЧ и ВЧ головок сразу сказал что такое не пойдёт и головка должна быть заподлицо с передней панелью, желательно чуть больше выглядывать, чтобы не было препятствий распространению звуковой волны. Скажу сразу что такое было слушать смешно, ну какую роль может сыграть фаска амбразуры в 10мм??? Он утверждает, что я получу эффект хорна или полной остановки распространения ВЧ и СЧ сигнала. Ну бог ты мой, это же делается кругом и даже в готовых головках купольников, в которых куполок спрятан внутри своей лицевой шайбы... Нет - это не так, по-моему... Каждый из нас настаивал на своём и мы уже горячились. Тогда я проворчал что предмет спора ещё не существует в мире и работоспособна только модель, а он уже всё знает наперёд – откуда??? Это подействовало, он перестал на меня давить, но полюбопытствовал - что можно предпринять для спасения ситуации в случае чего. Я обозначил несколько моментов.
Моделирование завершилось удачно, и надо было только усадить всё в ящики, но происшедшее оставило свой след и не напрасно. Сделал первую колонку, прогнал все стыковки на РС, убедился в точности и приступил делать вторую колонку, которую закончил намного быстрей первой. Если стоит цель услышать все возможные эффекты, это можно сделать только с двумя готовыми колонками. И так, наступил момент - включил обе: "всё" есть и довольно не плохо. Показал режиссёру и ему понравилось тоже. Проверка проходила у меня дома, но она была не окончательной. Надо было сравнить их с Monolith-190 и в более большом помещении. Повезли колонки на место "встречи" и первый шок - колонки имеют эффект только на расстоянии одного метра.
Добавлено (21.03.2009, 22:38)
---------------------------------------------
Хождение по всем возможным вариантам. Если бы не был уверен, что модель работает и великолепно, то в пору было бы писать "Хождение по мукам". Стало ясно, что проблему создал сам и надо искать выход, точнее переделывать. Первое что пришло на ум - вытащить головки из своих гнёзд и пробовать их как-то закрепить на передней панели. Что и было сделано - вытащили и закрепили на клейкой ленте, для временного прослушивания. Когда включили, то потеряли дар речи. Колонки могли абсолютно всё воспроизводить, как Monolith-190 с одним незнакомым в полной мере эффектом – эффектом «звукового тумана».
Это было глубокое потрясение, и оно заключалось в том, что наконец-то создана конструкция, которая звучит без какого то специальной трюка и звучит так, как мы слышим в жизни. Не надо пустой критики, я действительно это сделал и то, что мне будут говорить "авторитеты" для меня меньше чем пустой звук пустого стакана... Оказывается, очень просто построить что-то с каким либо трюком, как к примеру рупор, или тот же всеми изъезженный ФИ или ТМЛ. Все они звучат по особому, приближая мечты к якобы близкой реалии, но это не так, т.к. в их постройке уже заложено отклонение. Самое сложное - это создать конструкцию с минимальными отклонениями в звуке... .
Но как бы там хорошо не было с клейкой лентой, а надо делать что-то конструктивно постоянное. Я предложил снова "качели", но с выносом головок СЧ и ВЧ наружу. Но режиссёру это казалось не надёжно, тогда я предложил на свой страх и риск снова В-плату, но на более тонком Макролоне. Нашёлся и Макролон 1,2мм толщиной. Я вырезал платки и посадил их на силикон. На следующий день опять проба, которую долго описывать не желаю. Скажу только разницу, эффект «звукового тумана» оказался меньше, но он был в сравнении с Monolith(ом). Предложение применить В-плату, в целом, оправдано - доказано что в узком диапазоне частот В-плата способна работать на СЧ и ВЧ диапазоне и довольно эффективно, правда первенство за подвесом явное.
Уже в который раз у меня складывается с Торнадо ситуация когда я умудряюсь на одной коробке (конструкции) изучить почти в полной мере всё то, что даёт многовариантность в способах постройки. Так было в момент изучения импеданса и его оптимальности по качественным показателям - достаточно было двигать пропеллер в трубе, и я получал все стандартные виды импеданса, проверяя каждое положение на качество акустическим замером. Возникает вопрос, а кто такое проводил из моих любимых оппонентов и даже авторитетов? Да никто, только воздух своим раздражением портят... Так получилось и в этот раз у меня с головками СЧ и ВЧ в трёх различных вариантах и если правильно анализировать полученное, то и блуждать более не надо - информации уже достаточно для первого опыта.
Добавлено (22.03.2009, 13:33)
---------------------------------------------
Выводы. Выводы надо делать иначе весь приобретённый опыт пойдёт коту под хвост. Итак, создание акустики воспроизводящей звук с наименьшими искажениями дело особой сложности начиная с того, что каждая головка требует её реализации с уклоном получения наименьших искажений. Можно сказать, что тот опыт, который уже имелся в построении колонок, был основополагающим в достижении цели. Я имею ввиду технологию Торнадо - от головок НЧ до ВЧ. Возможно есть пути реализации другими конструкциями. Я не знаю или пока не встречал, что бы кто-то ставил себе подобную задачу и сумел хотя бы что-то реализовать.
Ну, хорошо - колонки уже построены, но "чудеса" ещё не закончились. Оказывается, подобный звук колонки вопроизводят только в купе с соответствующей аппаратурой. Те самые, малые структуры звука, должны быть записаны, воспроизведены на СД плеере (за LP тут разговора нет, только по техническим замерам он за бортом необходимого, отстаёт как минимум на один порядок...), и усилены. И только после этого подключается акустика, которая повела себя весьма своеобразно. Начиная с того, что головка с конусным диффузором не воспроизвела эти структуры - почти полное их отсутствие. То, что с купольниками будет тоже не сладко - я знал, т.к. до этого пытался заставить работать головку размером 50мм и довольно продолжительное время - безрезультатно. Вот почему выбор пал на купольники Seas они обещали быть быстрыми (отсуствие ферро флюида) и размер приближался к размерам головок Grundig. Но должен честно сказать, что риск был высок - заставить 28мм купольник воспроизвести СЧ диапазон. Вся задача сводилась только к одному - воспроизведение малых звуковых структур. В остальных частях тракта системы эти структуры присутствовали, и разговор идёт только об оконечной цепи звука.
Немного отвлечемся. Откуда такое знание и постановка вопроса? Я, как маломальский мастер в этом деле, чувствовал что меня как бы используют, мой коллега-режиссёр частично был уже знаком с проблемами. Оказывается, подобные попытки уже были и бесконечное число раз, без кого-то либо результата. И всё же, одно устройство работало от 2кГц - это был плазма динамик. Он был на голову быстрей чего либо и эта разница всегда была слышна. Но он был, как сирота. К нему невозможно было что-то подобрать в пару для работы, и это делало установку безнадёжной. Этой установкой пользовался режиссёр, прослушивая свои аудио записи. Именно тогда возникла идея о малых звуковых структурах - микроточках звука. Эта микроточка как сгусток энергии отделяется от мембраны динамика послечего начинает расти, как шар, равномерно во все строны. Этот источник звука знали даже древние греки и на основании этих знаний строили свои амфитеатры, а мы тоже кое чего достигли - напрочь забыв, что знали даже древние. Вот вам и ответ о том, что произошло со всеми нами. Человек в достаточной мере - биоробот. По другому я и сказать не могу - посмотрите что произошло в последнее время на этом форуме. Люди своими знаниями и поведением ориентированы на то, что скажут или напишут авторитеты, но забывая, что это тоже люди и им свойственно делать ошибки. Когда я что-то надумал, я обдумываю, как это сделать и не лезу в интернет или учебник, зная заранее, если я сделаю так - я пойду по пути "ранее начерченному" и поиска уже не будет.