Вы зашли как: Гость
[ Тематический каталог сайтов · Доска Объявлений ]
[ Новые сообщения · Поиск по форуму · Участники · Статистика · Правила форума · RSS ]
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Эксперимент с частотой раздела в трифонике.
Bobby_IIДата: Среда, 18.11.2015, 08:32 | Сообщение # 1
Группа: Проверенные
Сообщений: 5526
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: Санкт-Петербург
Пролог.
Давно меня мучает вопрос, на какой-же частоте делить НЧ от всего остального???
Основой стало понимание того, что НЧ и ШП динамики - должны быть принципиально разными технологически и жить в разных оформлениях.
НЧ динамик должен иметь крепкий и желательно большой* диффузор, упругий подвес и злой мотор. Оформление желательно закрытое (компрессионное)**.
В то время, как для воспроизведения СЧ диффузор должен быть тонким, мотор чахлым, подвес - ... да лучше вообще без подвеса, оформление - открытое**.
Т.к. НЧ надо большой* - это вызывает некоторые неудобства с размером АС, их расположением в помещении, грозит разводом, радикулитом, ... .
Т.к частота раздела высокой и не предполагалась (предполагалось 300-400 Гц, т.е. желательно вынести за голосовой диапазон), то пассивные фильтры превращаются в монстров с огромными паразитами, чего мне тоже не хочется (да и бюджет!!!!). Вывод? НЧ должна быть активной - это снимает множество проблем (не говоря о том, что НЧ желательно "таскать" ИНУхом т.к. резонанс динамика 100% попадает в рабочий диапазон, а всё остальное - ИТУхом т.к. так искажений меньше, + есть у меня мысль сделать НЧ дюймов 12-15 с ЭМОС). Т.е. НЧ должна быть активная - 500%.
И вынужденно (логически) пришел я к решению, к которому всю жизнь относился высокомерно: ТРИФОНИК. С ним и стал экспериментировать.

Добавлено (18.11.2015, 08:32)
---------------------------------------------
*) Честно (акустическое давление пропорционально ускорению/силе/эл. сигналу(току)) динамик может воспроизводить только до некоторой частоты, ниже у него падает т.н. акустическое сопротивление и для сохранения ровной АЧХ, требуется "принятие мер", первая из которых - увеличение смещения (попросту говоря - резонанс). Но район резонанса и ниже - это уже не "честно" - мгновенное акустическое давление уже ОЧЕНЬ ДАЛЕКО от электрического сигнала и в лучшем случае, соответствует только "накопленное", т.е. АЧХ. Еще это характеризуют ГВЗ (Групповое Время Задержки - отставание среднего времени прихода энергии на разных частотах). Простой пример - резонатор: сначала при включении сигнала энергия расходуется на то, чтобы "завести" резонатор, потом идет отрезок "стационарного режима" (ровной амплитуды), потом после отключения сигнала резонатор что-то "надудит", количество переданной таким образом энергии влияет на АЧХ, отставание - это ГВЗ.
Так вот, граничную "честную" частоту можно примерно оценить по "целевой" резонансной частоте динамиков (когда добротность становится 0,7).
4-5" - больше 100Гц
6.5" - порядка 80-90Гц
8" - 60-70Гц
10" 40-50Гц
12" 30-40Гц
15" 25-30Гц
Если учесть, что ГВЗ критично до 40Гц, получаем как минимум 12" - согласитесь, колоночки с хорошей 12" - это монстрики как по размеру, так и по цене. А размещать как? У стенок и в углах - низяяя. Посреди комнаты? Развод!!! А вот сабик получается вполне скромный (хотя бы потому, что объема надо на 1 динамик, а не на 2), а с ЭМОС - еще скромнее и лучше. Да и журнальным столиком/тумбочкой ему проще прикинуться, чем полноценной АС предметом интерьера.

**) - всё из личного опыта


я понимаю что вам нечем,
но всё-ж попробуйте понять!!!


Сообщение отредактировал Bobby_II - Среда, 18.11.2015, 08:24
bisesikДата: Среда, 18.11.2015, 08:40 | Сообщение # 2
Группа: Проверенные
Сообщений: 2411
Статус: Offline
Страна: Казахстан
Город: Алматы
Я тоже прихожу к этой мысли, всё, что меня сдерживает - это разделение сигнала. Слушаю то я в основном цифру, поэтому и хотелось бы не аналог мучать, а I2S разделить. Ну да не суть... Скинь ссылки по ТРИФОНИКу в тему?

Добавлено (18.11.2015, 08:40)
---------------------------------------------
Тьфу... Трифоник - просто 2.1 что ли? Тоды не надо :)

Bobby_IIДата: Среда, 18.11.2015, 09:14 | Сообщение # 3
Группа: Проверенные
Сообщений: 5526
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: Санкт-Петербург
Условия эксперимента:
Выбор фильтра.
Сначала пытался воспользоваться встроенным фильтром саба (есть регулировка частоты среза 50-150Гц, громкости и "фаза" - норм/инверс). Саб никак не хотел играть "согласованно" с сателлитами. Что-то бухтел явно отдельное, с задержкой - как совсем пьяный барабанщик, который по барабану бьет, но к музыке это отношения не имеет.
Включил в прямой вход (без фильтра - только РГ/инвертор) - и саб ожил!!!, появилась и атака и согласованность, но слушать, что он там воспроизводит на СЧ было тяжко.

Фильтры решил применить софтовые по нескольким причинам:
- надо оперативно и много раз перестраивать
- железные фильтры надо каждый раз сводить микрофоном, эти сводятся "автоматом".
- можно попробовать разные фильтры разных порядков
- ....
- нет в наличии "звукового процессора", но там фильтры такие-же программные.

Нашел только одну не сильно удобную реализацию (надо регулировать не частоту раздела, а частоты среза в каждом фильтре, которые на разных вкладках и на каждый жать "применить", т.е. одномоментно и вживую поменять частоту раздела не получается - пару секунд слишишь несведенный фильтр, что слегка сбивало бы, если бы не столь явные результаты ...)
xover0.42 для Foobar2000 v1.39 KS WinXP @ Atom D525 RTL887 (8ch)***

Усилитель на фронт - "мой любимый" 3886 (хотя бы потому, что я знаю, что там никаких фильтров, коррекций, ...)
На саб - встроенный.

***) Чтобы Ховер нормально распихивал частоты по каналам, надо в программке управления звуковухой или панели управления Винды выставить, что звуковуха многоканальная (тогда появятся FR/FL вместо "колонки"), иначе звук идет только на "колонки"(фронты) несмотря на наличие "SL" и "SR". Я пару часов на это потратил, пока "допер".

Добавлено (18.11.2015, 09:14)
---------------------------------------------
В качестве сателлитов пробовались:
- фронты от Rigonda 5.1 - основные как наиболее ровные, довольно четкие, с Ф3 порядка 100Гц и низкоиграющие (от 60Гц по ТТХ).
- Dali (8"+3"dome + 1"dome) (маркировку динамиков если интересно - напишу, сейчас не под рукой). Немного не четкие.
- Симфония стерео (10"6ГД-2, 6.5"3ГД-1, 1ГД-3) Какая-то фигня на СЧ, зато МБ живее всех остальных
- колоночки от музцентра "Эленберг" на YD-135 - оказались самыми разборчивыми и "заводными" на СЧ, но резонанс высоковат. Задние крышки снял, а то "бубубубу" на частоте порядка 100Гц.
- 10АС-403 (или "Маяк") на 10ГД-36 (10ГДШ-1) - эту выкопал пока только одну, так что она пока на скамейке запасных, но потом тоже послушаю.

Сабвуфер - Sven (you want we can) HA-630W 10" с весьма подходящим для такого дела динамиком 10" с добротностью порядка 0.37 (в ящике не мерил, но, думаю, будет под 1).
Есть еще 12" HA-638, но там исходная добротность уже 0,7.

Потом посмотрю, справедливы ли результаты, полученные на фронтах от Rigonda 5.1 для других колонок.
Аналогично - для других типов и порядков фильтров ("база" - Батерворт 4го порядка как на НЧ, так и на всё остальное).


я понимаю что вам нечем,
но всё-ж попробуйте понять!!!


Сообщение отредактировал Bobby_II - Среда, 18.11.2015, 09:14
VKДата: Среда, 18.11.2015, 09:39 | Сообщение # 4
Группа: Модераторы
Сообщений: 9421
Статус: Offline
Страна: Германия
Прочитал и ... сколько говорилось и без толку. Задействовать трифоник в активном режиме это действительно работа, но как правило это работает в одном помещении в др. нет и требует своего подбора тонкостей. Что в основном - жалуются на разницу якобы скоростей в разных акустических системах и из-за это в основном возникают сложности. Уже замечено что нет этой самой скорости в акустике есть не полное понимание процессов. Вывод только один - если акустика не Торнадо то продолжайте мучиться со стыковкой частот вас "скорость" догонит. У нас отсутствует Алексей, а более чем у него опыта нет ни у кого.
Что касается пассивных фильтров в акустике, я тоже не доволен что имею, вот обратил внимание на это:
http://roshiend.ru/article/tryohpolosnyj-filtr-as-iz-dvuh-lc-konturov/
Из сайта где выставка с участием Алексея. Что нам подходит:
- имеем ИТУН и сей фильтр туда идёт оптимально;
- из опыта с подобными фильтрами захват частот соседней головкой на страшен при 3х Торнадо;
- малое количество элементов и малое влияние на звук.
Bobby_IIДата: Среда, 18.11.2015, 09:47 | Сообщение # 5
Группа: Проверенные
Сообщений: 5526
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: Санкт-Петербург
Результат эксперимента №0
встроенный фильтр саба - фтопку. Никак не согласуется с сателлитами в отличие от например, софтового. Куда-то девает "атаку" и "размазывает" бас.

Результат эксперимента №1
- Сабвуфер начинает "гудеть" при повышении среза со 100 до 200Гц. Вопрос решился затыканием ФИ. (зато теперь дребезжит плата фильтров/усилителей!!!! ЫЫЫЫ!!!!)

Результат эксперимента №2
100Гц - только гудение без "панча"
200Гц - вполне такой панч.
300Гц - панча (резкости) особо не добавляют, зато начинает прослушиваться СЧ
250Гц - СЧ еще почти нет.

Результат эксперимента №3 (самый интересный)
Прослушивая при срезе 200Гц, я вдруг "поймал панораму" или "сцену" симфонического оркестра при прослушивании
"Увертюра из к/ф «Дети капитана Гранта» это МРЗ, такая-же как отсюда: http://xmusic.me/s...._Granta 8,1Мб 4:23
Причем, "поймал" совершенно случайно (раньше никогда "сцены" на этой музыке не слышал, да и думал, что ее там просто нет!!!): сидел-пил чай - слушал в фоне. И думаю: а чего это у меня скрипки из сабвуфера звучат??? (он стоит посередине на тумбочке - так его ковырять удобнее)? Подошел - не звучат. Отошел - опять звучат. А потом труба - дальше и левее, виолончели - правее, контрабасы - левее, еще какой-то медный духовой - дальше и правее, какие-то не медные духовые - дальше скрипок и чуть левее. Барабан - слева в углу. Помотал головой, послушал снова - всё там-же.
Поставил частоту раздела 300 - и наваждение исчезло. Четко локализуется звук из 3х колонок, чтобы представить себе "панораму" - надо ее надумывать.

Вот такая интересная фигня. Будут предложения, что и как еще послушать?

Добавлено (18.11.2015, 09:47)
---------------------------------------------
На "собранность" и "согласованность" еще не слушал. Прифигел от того, что услышал - решил отписаться.
"Отставание" 100% было при использовании встроенного сабовского фильтра. С софтовым такого желания "что-нибудь с этим сделать" нету.
АС находятся примерно в 1м80см друг от друга и 1.5м от всех стенок, саб - на 1м глубже посередине.
Место прослушивания - прим 2м от линии АС, посередине комнаты.


я понимаю что вам нечем,
но всё-ж попробуйте понять!!!
bisesikДата: Среда, 18.11.2015, 11:10 | Сообщение # 6
Группа: Проверенные
Сообщений: 2411
Статус: Offline
Страна: Казахстан
Город: Алматы
Насчёт того, что ты поймал сцену - действительно случайность. А если попробовать сдвинуть саб с его места? На миллиметры, сантиметры, дециметры?.. Я читал просто во многих источниках, что колонки чуть ли ни до миллиметра иногда подгоняют до появления сцены. Оно, нет?
Bender052Дата: Среда, 18.11.2015, 11:19 | Сообщение # 7
Группа: Проверенные
Сообщений: 4700
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: волгоград
Из вышеописанного ясно, что эксперимент в процессе и суть темы пока не раскрыта. Выскажусь по теме-частота раздела в трифонике: Идеальной/оптимальной/универсальной частоты раздела басового регистра нет, частота раздела одной и той же системы с каналом LFE всегда будет "скакать"в неком диапазоне, который всегда зависит от "местных" условий "приёма">>объёма и геометрии помещения, коэффициента гулкости, места расположения системы и предметов мебели, зоны прослушивания и др... Поэтому сабы с фикс.настройками приходиться таскать по всей хате, делать перестановку мебели, делать экраны Бекеши...короче причинно-следственная связь и ежу понятна. В твоей хате такая оптимальная частота раздела будет отличаться от оптимальной частоты этой же системы в моей или любой другой хате. Одинаковой (по приборам) будет в хате с идентичной передаточной характеристикой но хозяина с другим слуховым восприятием может не устроить. Постоянно сталкиваюсь с любителями горбатой ачх, им наплевать на систе у со сглаженными частотными характеристиками, главное шоб в грудак долбило и на вч свистело...дайте таблетки от жадности, да побольше, доктор, побольше...
1 активный крос гуд, с регулируемой частотой среза до 350гц(можно до 500гц) и плавной рег.фазы 360° дабл гуд. позволяет сшить саб с любой системой без глобальной рокировки саба и мебели в любой хате.
2 ао саба дело вкуса и может быть любым, тут главное низкий гвз в рабочем диапазоне и требуемое развиваемое зд. Для сабов небольшого объёма предпочитаю ао элиптофлекс=монополь=лафайе=баффл компенсэнс от суправокс=кольцевой фи.
3 6.5"->80-90гц...не согласен, есть дины с очень "вкусными" параметрами типа Fs34 Qts0.4 91дб...

Добавлено (18.11.2015, 11:19)
---------------------------------------------
...пока писал да отвлекался тут столько напостили...


Не говори гоп-заставят прыгать!
Bobby_IIДата: Среда, 18.11.2015, 12:01 | Сообщение # 8
Группа: Проверенные
Сообщений: 5526
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: Санкт-Петербург
Цитата Bender052 ()
и плавной рег.фазы 360° дабл гуд.

Не бывать такому в реальном (аналоговом) мире!!! В нереальном (программном) - хоть на год задержка.

Цитата Bender052 ()
ао саба дело вкуса и может быть любым, тут главное низкий гвз в рабочем диапазоне и требуемое развиваемое зд.

Я смотрю на уменьшение "затяжек", т.е. минимизирую непоспевание саба за основными АС. Смотрю, чтобы звук был как можно резче и менее "размазан". Т.е. удар - д.б. удар, а не "выбивание подушек".
Тут этот недостаток есть. Пришлось выдвинуть саб на линию АС и инвертировать - тогда более-менее "сшилось".

Цитата Bender052 ()
6.5"->80-90гц...не согласен, есть дины с очень "вкусными" параметрами типа Fs34 Qts0.4

Ну, будет при 65Гц 0.7. Встает вопрос: а не рупорные ли это динамики? Так у рупоров эффективная площадь (размер) увеличивается. А поставишь такой дин в ЗЯ и получишь яму на 70-80. Или выше поднимать с неоптимальной добротностью и соотв., горбом на 70-80 :-).

Цитата Bender052 ()
Идеальной/оптимальной/универсальной частоты раздела басового регистра нет, частота раздела одной и той же системы с каналом LFE всегда будет "скакать"в неком диапазоне, который всегда зависит от "местных" условий "приёма">>объёма и геометрии помещения, коэффициента гулкости, места расположения системы и предметов мебели, зоны прослушивания и др...

За панораму полюбому отвечают основные АС. Вопрос, где их резать зависит скорее от них (резонанса и того, что они могут честно воспроизвести) и их качества. А саб должен "раствориться", но при этом дать хорошую "базу" и "телесность". Это по моему замыслу.


я понимаю что вам нечем,
но всё-ж попробуйте понять!!!
Bender052Дата: Среда, 18.11.2015, 12:24 | Сообщение # 9
Группа: Проверенные
Сообщений: 4700
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: волгоград
Встроенные фильтра эконом класса содержат туеву хучу дешёвых электролитов, глянешь на схему ахнеш, плюс разброс резисторов от номиналов схемы, поэтому такое КАКчество. Собирал активный фильтр LFE на NE5534, TLO74 на хороших емкостях, проходные плёночные-вот это действительно фильтр. Сцену могла дать интерференция при данных настройках и условиях объёма. Тонкая настройка фазы изменением положения саба относительно зоны стереоэффекта обходится дешевле чем доп.опция фильтра "фаза 360" но неудобна в настройке и требует больше времени для окончательной юстировки фиксированного местоположения саба. Опция фазокрута360 избавляет от "приклеивания" саба к месту, позволяет установить его в любом месте и оперативной юстировки фазы. Был случай (дк BBK) когда активный саб без фазокрута и фикс. частотой среза 150гц при оптимальной настройке должен был мёртво стоять по среди комнаты возле дивана слушателя. Куда его не ставь везде невпопад, так и оставили, наростив все кабеля. После мытья полов женой, хозяин сего девайса постоянно юстирует местоположение саба и ругается чтоб всё возвращали на свои места. На счёт дребезга в сабе-электронную начинку лучше держать подальше от внутреннего объёма сабов или выделять для неё не связанный акустически задемпфированный дополнительный объём, что лишает саба компактности.

Не говори гоп-заставят прыгать!
Bobby_IIДата: Среда, 18.11.2015, 14:03 | Сообщение # 10
Группа: Проверенные
Сообщений: 5526
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: Санкт-Петербург
Далее - в режиме "судовых записок", чтоб по-честному, а не желательное за действительное.

Послушал отдельно сателиты. Потому саб - 0
0/50 - Панорама довольно размыта, опр. мест нет, только скрипки посередине. Виолончели, тарелки - везде.
0/100 - духовые, виолончели - четче, скрипки - везде.
0/150 - скрипки, виолончели смешались, атаки нет, нет "увесистости"
0/200 - это слушать вообще невозможно. Радиоточка-кастрато!!!
дальше слушать не стал.

Теперь с сабом. Если не инвертировать - получается погуживает на частоте раздела, а выше - яма. Инвертированный "пособраннее" звучит.

50/50 - Что-то локализуется, но как-то сильно не явно. "Рассадку" оркестра нарисовать не получилось. Саб малех подбухивает. Громкость поменьше??? Уменьшил. Но всё равно, скрипок от виолончелей как-то не отличить. А контрабасов как нет вообще :-).

100/100 - саб малех локализуется - бренчит, зараза!!! О, что-то похожее на контрабасы появилось. Виолончели посередине? Духовые ближе к зрителю? Скрипки посередине. От виолончелей плохо отличаются. Труба сзади чутка справа - эт хорошо.
Пришлось саб еще чутка "придушить", а то выделялся. Басовые композиции почти в идеале. На "сюите" четкой картины нет.
Но хоть виолончели "появились"

150/150 что-то странное ... до 1.5м от колонок бас аж "окунаешься", дальше - всё сухо и собранно .... Неинверт - в ближней зоне "бухтит", в дальней - вроде, хорошо и небестелесно. Вроде, лучше с прямой фазой. Но удар малек "подушечный". Кажись, должен быть пожестче. Панорама на "сюите" вроде получше.

200/200 - фазировка саба почти не влияет на "атаку", в "фазе" чутка потелесней и поплотнее (на 50 и 100Гц эти понятия были на разных чашах весов). Виолончели стали еще виолончелистей. Чутка слышно контрабасы (до этого было почти не слышно).

250/250 - еще "подраскрылась", еще лучше слышно контрабасы. И они справа, а виолончели слева. Четко локализуется барабан. В общем, почти все инструменты. Можно рисовать "рассадку".

300/300 Контры четко справа. Барабан за ними. виолончели подвыехали в центр (к сабу). Медные духовые сзади и чуть левее скрипок, труба - правее. Тромбон - еще правее.

Надо послушать, воспроизводят ли основные АС контрабасы. Похоже, что нет.
Блин ... устал ... целый день ... .


я понимаю что вам нечем,
но всё-ж попробуйте понять!!!
Bender052Дата: Среда, 18.11.2015, 18:44 | Сообщение # 11
Группа: Проверенные
Сообщений: 4700
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: волгоград
VK Что касается пассивных фильтров в акустике, я тоже не доволен что имею, вот обратил внимание на это:
http://roshiend.ru/article/tryohpolosnyj-filtr-as-iz-dvuh-lc-konturov/
@Ну так это последовательный фильтр, известен с 60х прошлого века.


Не говори гоп-заставят прыгать!
VKДата: Среда, 18.11.2015, 19:03 | Сообщение # 12
Группа: Модераторы
Сообщений: 9421
Статус: Offline
Страна: Германия
Цитата Bender052 ()
@Ну так это последовательный фильтр, известен с 60х прошлого века.

Не совсем так, достаточно взглянуть на статью, она посвящалась переделки старых колонок.... . Там оригинальное вкл. СЧ головки без фильтра что избавляет от многих проблем. Я сам осторожен с последовательными фильтрами, т.к. имел с ними дело и знаю слабые и сильные стороны этого старого способа фильтровать. Постом выше я указал что подходит, это тоже не мало.
Bender052Дата: Четверг, 19.11.2015, 23:07 | Сообщение # 13
Группа: Проверенные
Сообщений: 4700
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: волгоград
Неее, сч как раз через фильтр-L3>дг>аттеньюатор и далее ток частично раздваивается сливаясь на землю через ёмкость и нч дг. Фильтр однозначно последовательный т.к нагрузка соединена последовательно>>все три дг в единую цепь (аттеньюаторы можно не считать или посмотреть рис.2). Можете сами проанализировать схему с точки зрения резонансных контуров в цепи переменного тока. Дуальность таких схем путает многих, например смотрим рис.2=L2 для В1 это шунт и одновременно фнч1п для В2...L1 шунт для цепи L2+В1+В2 и одновременно фнч1п для В3. Если смотреть на схему как на 4х полюсник, начинаем копировать на листок рис.2 только не весь сразу а только L1C1 о, это последовательный кол.контур, что в нём происходит уже понятно, что будет происходить с цепью на выходе тоже. Едем дальше, пририсовываем В3 (нч дг) что видим? правильно, фнч2п с нагрузкой 8ом, только нарисован чуть иначе. Далее добавляем в наш 4х полюсник В2 и L2 как на схеме, теперь ясно видно фнч1п для В2, добавляем В1 но работать она не будет и для этого рисуем последний элемент С2, который является фвч1п для В1 и одновременно шунтом для звена В3+В2

Добавлено (19.11.2015, 23:07)
---------------------------------------------
Кто в английском силён series vs parallel crossover networks http://sound.westhost.com/parallel-series.htm#s20 перекликается с дизайн пассив кросовер http://sound.westhost.com/lr-passive.htm


Не говори гоп-заставят прыгать!
Bobby_IIДата: Пятница, 20.11.2015, 05:27 | Сообщение # 14
Группа: Проверенные
Сообщений: 5526
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: Санкт-Петербург
Последовательный фильтр в трифонике оч. тяжело реализовать.

я понимаю что вам нечем,
но всё-ж попробуйте понять!!!
Bender052Дата: Пятница, 20.11.2015, 14:23 | Сообщение # 15
Группа: Проверенные
Сообщений: 4700
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: волгоград
Ясен красен. Удобнее подать сигнал на активный фильтр с регулировкой фвч 100-350гц и подать через усилок на стереопару, а канал LFE с регулировкой фазы 0-360 и фнч 50- 350гц подать через моно усилок на саб.

Не говори гоп-заставят прыгать!
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск: