Статьи » Акустика
Торнадо vs Double Bassreflex
Время идет, а споры и дискуссии за и против оформления Торнадо регулярно возникают на просторах интернета. Как правило, они носят теоретический характер и варьируются от крайнего экстремизма в неприятии этого оформления до бурных восторгов тех, кто послушал или построил его удачную реализацию.
От оппонентов неоднократно высказывалось пожелание провести прямое сравнение идентичной головки в Торнадо и в классическом варианте ФИ. Валентин Клюдт проводил такой эксперимент на низкочастотной головке и показывал соответствующие сравнительные замеры. Меня же давно интересует конкретно импульсная характеристика работы Торнадо, а вот её Валентин и не показал. Наконец-то мне представилась возможность самому заняться этой затеей – обзавелся качественным микрофоном и соответствующим программным обеспечением.
В качестве "подопытного кролика" был выбран народный любимец ШП Visaton BG20. От старых проектов сохранились корпуса, рекомендованные Фостексом под ШП FE207E, так называемый Double Bassreflex вариант ФИ. В них установил первую пару динамиков с традиционным жестким креплением к корпусу. Передняя панель выполнена в виде сэндвича из сдвоенного ДСП 16 мм с силиконовым слоем между ними. Макет Торнадок тоже собрал из ДСП. Литраж ФИ и Торнадок почти одинаковый – у Торнадок чуть меньше.
Итак, приступаем к замерам. Микрофон выставлен в метре на оси головки, зеленым цветом на графиках будут представлены замеры Торнадо. Начнем с АЧХ и графиков импеданса:
Тут никаких сюрпризов не ожидалось – все примерно одинаково. Хотя для BG20 без фильтров довольно ровная картинка с учетом комнатных мод. Далее замер STEP-RESPONSE
(нажмите на фото для просмотра в полном размере)
Вот тут уже есть пища для размышлений – у Торнадки картинка явно лучше. Идем дальше – Empulse Response Envelope:
(нажмите на фото для просмотра в полном размере)
Переходим в ближнее поле – замер в 5 мм у края диффузора:
(нажмите на фото для просмотра в полном размере)
Следующий замер в 5 мм на оси:
Теперь пару слов о субъективной разнице в звучании этих двух конкретных оформлений: первое, что сразу обращает на себя внимание – чистый звук Торнадо практически во всем диапазоне, полное отсутствие какой-либо шепелявости. Второе резкое отличие как бы проистекает из первого – великолепная трехмерная сцена. В ФИ звук явно привязан к колонкам - стоит оказаться позади них – и сцена пропадает, а с Торнадо она сохраняется в любой точке комнаты.
А теперь, внимание господа - произвёл ещё одну серию замеров, которые, полагаю, окончательно снимают с повестки дня споры о преимуществе Торнадо перед ФИ. Замер Sine Burst в ближней зоне, напоминаю - зеленый цвет это Торнадо.
Итого - выводы можете сделать сами. Добавлю лишь, что Валентин Клюдт был абсолютно прав, доказывая свою точку зрения в споре с несть числа воинствующими оппонентами.
Использованное оборудование: Калиброванный микрофон ЕММ-6, звуковая карта Creative Audigy SZ2, Арта version 1.7.0, однотактный усилитель на КТ-88.
А теперь, внимание господа - произвёл ещё одну серию замеров, которые, полагаю, окончательно снимают с повестки дня споры о преимуществе Торнадо перед ФИ. Замер Sine Burst в ближней зоне, напоминаю - зеленый цвет это Торнадо.
Первый замер - 15 Гц.
(нажмите на фото для просмотра в полном размере)
20 Гц
(нажмите на фото для просмотра в полном размере)
(нажмите на фото для просмотра в полном размере)
Итого - выводы можете сделать сами. Добавлю лишь, что Валентин Клюдт был абсолютно прав, доказывая свою точку зрения в споре с несть числа воинствующими оппонентами.
Использованное оборудование: Калиброванный микрофон ЕММ-6, звуковая карта Creative Audigy SZ2, Арта version 1.7.0, однотактный усилитель на КТ-88.
| Комментарии: 6
Всего комментариев: 6
1 |
Спасибо за проделанную работу. Хотелось бы узнать частоту настройки ФИ и частоту настройки ТОРНАДО.
(03.11.2011, 05:14)
|
2 |
Кирилл, добавил графики импеданса - настройку видишь теперь.
(03.11.2011, 06:19)
|
4 |
"Хвост" от 1000 и 3000Гц - это скорее всего резонанс жестяной корзины, жестко закрепленной на корпусе - они в р-не 1-2кГц обычно.
Ну а так ... видно, что "Торнадо" быстрее "успокаивается" (видимо из-за виброподвеса), и почему-то резонирует с меньшей частотой. Вообще на килогерцах наблюдается явная модуляция. Интересно, от чего она? От того-же, от чего и "хвост" на 1кГц? Ну и надо понимать, где влияние виброподвеса(платы), а где пропеллера. Еще если я правильно понимаю, то для звука ОЧЕНЬ важны частоты в р-не 20Гц и ниже. В этом диапазоне "Торнадо" в выигрыше. (29.01.2012, 09:17)
|
5 |
|
Денис
*(ой ля-ля!!! нужны комментарии?)
ДА! нужны. ибо не спецам ничегошеньки не понятно, а хотелось бы знать что да как и прочитать вывод от автора, а не ваши восклики аля (вау!!! и тут сюрприз) (02.09.2014, 16:17)
|
6 |
Денис, все очень просто для понимания - в качестве тестового сигнала используется цуг из 5 периодов синуса заданной частоты. На представленных скриншотах видно невооруженным взглядом, что у Торнадо этот сигнал отрабатывается с разительно меньшими искажениями на самых критических для слуха частотах. Именно поэтому очевидцы неоднократно замечали, что СЧ/ВЧ диапазон ШП динамиков в Торнадо звучит так же чисто как в рупоре, хотя это и компрессионное оформление.
(03.09.2014, 01:22)
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.