Суперсимметрия без средней точки и земли.
|
|
VK | Дата: Четверг, 08.03.2018, 15:28 | Сообщение # 106 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 9879
Статус: Offline
Страна: Германия
|
Цитата Sbaranov (  ) Для меня вывод - нужно разобраться в типах транзисторов с изолированным затвором, Это уже сделано и разобрались по самую макушку, посмотри тему "Мой домашний усилитель" там увидишь как начинали с одними транзисторами и закончили другими, в схемах указаны типы транзисторов. Разрешение - способность усилителя работать с малыми амплитудами, а вернее получить по максимуму динамику амплитуд, это касается не только усилителей сюда полнокровно надо относить источники звука. Что влияет на разрешение в теме тоже написано, мы очень активно включились целой группой в эту тему и достигли очень солидных результатов и один из них желаем перевести на патент, слишком актуальная тема!
|
|
|
|
Sbaranov | Дата: Вторник, 13.03.2018, 15:19 | Сообщение # 107 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 454
Статус: Offline
Страна: Украина
Город: Каховка
|
Да Валентин, это объёмная и интересная тема. Я вернулся на биполярные транзисторы но уже использовал более интересные КТ644А до 200 мГц. Получил снова понравившийся мне звук, даже кажется более детализированный, как минимум не хуже чем было. И еще немного больше уделил внимание противо-возбудным емкостям драйвера. Подобрал их по ёмкостям, и установил все одного типа да к тому же трубчатые. Они на мой взгляд довольно хорошо работают с скоростными помехами, неплохо показали себя в диапазонах КВ и УКВ. Что ещё немного отразилось на подавлении наводок при неправильном подключении источника с которым я экспериментирую. За одно проверил как это повлияло на АЧХ. Спад высоких реально начинается с уровня выше 22 кГц и происходит это ещё до самого тракта усиления за счёт внутреннего сопротивления источника и усилителя. Очень интересно как такое влияет на звук. Но проверить возможно на практике только с балансным выходом АЦП.
У меня всё не так.
|
|
|
|
VK | Дата: Вторник, 13.03.2018, 15:24 | Сообщение # 108 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 9879
Статус: Offline
Страна: Германия
|
22кГц уже не на что не влияет, это только как марка и не больше.
|
|
|
|
Sbaranov | Дата: Среда, 14.03.2018, 05:44 | Сообщение # 109 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 454
Статус: Offline
Страна: Украина
Город: Каховка
|
Я немного другое имел в виду. Ёмкости находятся между источником и усилителем. Они в процентном отношении естественно больше сдвигают по фазе высокие, но если рассматривать это как широкодиапазонную линию задержки, то наверное происходит сдвиг абсолютно всех частот на одно и тоже время. Это похоже эквивалент просто немного отставшего по времени звука, что вообще характерно для цифровой записи. И скорее всего звук ни как не портит.
У меня всё не так.
|
|
|
|
VK | Дата: Среда, 14.03.2018, 07:20 | Сообщение # 110 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 9879
Статус: Offline
Страна: Германия
|
Небольшая лекция о фазе. Я тут вчера купил СД с оригинальными и легендарными записями для времён пластинок, сперва подумал это копии, ан нет это оригиналы со студии в оцифровке и звучат довольно солидно. Начал сравнивать, ну хорошо правый/левый богатейший ничего не искажает и звучит, а СфЗ нет хоть ты тресни! И не мог понять в чём дело до последнего трека музыки. Это был рояль и озвученный двумя микрофонами, я такое знаю как должно звучать там нет переходов со ступенькой правый/левый в середине не застревает, т.е. у инфо нет фазовых координат с мелкими амплитудами, может они и были, не знаю и возможно их срезали вместе с шумами, практически они одного уровня и всё могло случиться. Вообще они "хоронили" в своё время понятие СфЗ и фазы тоже, один "футбол" оставался правый/левый канал и всё. Чувствуешь на что намекаю? У тебя с одним переходным конденсатором всё к чертям полетит и будет так как я описал и звуком в "полем чудес" просто не будет. Больше не скажешь.
|
|
|
|
Sbaranov | Дата: Пятница, 13.04.2018, 03:58 | Сообщение # 111 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 454
Статус: Offline
Страна: Украина
Город: Каховка
|
То есть запись выглядела не микрофонной, а сведённой в одно целое с пропорциональными громкостями? У меня проходных ёмкостей нет, хотя очень хочется вставить из-за странной работы ЦАПа. Когда в источнике громкость - 0% на выходе тоже ноль, но при малейшем отклонении от нуля, даже при почти неслышном звуке идёт постоянка и естественно усиливается. Или к примеру имеем несколько приложений с выводом звука и нулевые установки громкости тюнера, то скачки тока просто обозначают переключение между приложениями как свидетельство их активации. Я так понимаю вам именно эту проблему приходилось решать с трансформаторами? Она же может и на разрешающую способность усилителя влиять при плохом питании.
Добавлено (14.03.2018, 15:05) --------------------------------------------- Вот и с моим неудачным экспериментом выше по тексту тоже очень всё похоже. Там прямого ёмкостного сдвига фаз можно сказать нет, но есть элементарное запаздывание роста сигнала начиная от нулевой точки, которое похоже на ступеньку как в классе В и возможно сама мелкая нелинейность ВАХ работает своеобразным генератором шума. В результате и звук стал рыхлым, неточным даже на приличной громкости, в таком случае и фаза наверняка сильно размазана, особенно с тихими ВЧ составляющими. Так и срезание шумов подрезает начало любого тихого звука, и должно сдвигать фазы. Возможно вообще наш слух отлавливает тонкие нюансы именно при переходе звукового давления через ненадолго затихающую нулевую точку между "плюсом" и "минусом" и путается в искажениях за каждым периодом. К примеру в мозгу человека может отстраиваться виртуальное положение каждого нового гармоничного импульса, а искажение в следующем периоде не даёт просчитанной картины, и это путает всё.
Добавлено (19.03.2018, 11:07) --------------------------------------------- Продолжаю наводить порядок в информации о разнице точек подключения входных резисторов R1, R5 у повторителя. Провёл моделирование при одинаковых уровнях равным 10/20 вольт амплитудных с перехлёстом на противоположное плечо с низким входным сопротивлением и без него, с высоким. При перехлёсте уровень гармоник 0,007% / 0,04%, без перекрещивания 0,01% / 0,054% соответственно. В целом разница почти непринципиальная всего 2дБ. Но если брать в счёт то, что повторитель охвачен более глубокой обратной, 100% локальной связью и зашунтирован сопротивлением 500 Ом. То влияние нелинейности его работы на пару с драйвером имеющим почти такое же выходное сопротивление, при собственном внутреннем его сопротивлении выше 10 кОм, минимально. И очень близко к обычному резистору. А вот каскод, в качестве драйвера, очень "любит" нагрузку такого характера. То есть имеем почти нереактивную нагрузку каскода (драйвера), которая не изменяет его режим работы по выходу. В моделировании такое легко проверить изменением нагрузки каскода, что не отражается на уровне искажений, а приводит только к изменению выходного напряжения.Добавлено (13.04.2018, 03:58) --------------------------------------------- Здравствуйте. Вышел я на следующий этап доведения до ума моей идеи. Принял во внимание совет о прямой связи ЦАПа через балансный выход непосредственно на вход усилителя с целью исключить диф. каскад и любые операционники. Нашёл я за 20 баксов интересный вариант с таким названием "AK4490 + AK4118 четыре канала вход ЦАП Декодер доска с fiber Coaxial USB (добавить USB Daughter Card) аналоговый четыре входа" от китайских товарищей. Если коротко то по АК4490 написано 256x Over sampling Sampling Rate: 30kHz 768kHz 32-bit 8x Digital Filter - Ripple: 0.005dB, Attenuation: 100dB - Short Delay Sharp Roll-off, GD=6.25/fs - Short Delay Slow Roll-off, GD=5.3/fs - Sharp Roll-off - Slow Roll-off - Super Slow Roll-off High Tolerance to Clock Jitter Low Distortion Differential Output 2.8MHz, 5.6MHz and 11.2MHz DSD Input Support - Filter (fc=50kHz, fc=150kHz, 2.8MHz mode) Digital De-emphasis for 32, 44.1, 48kHz sampling Soft Mute Digital Attenuator (255 levels and 0.5dB step) Mono Mode External Digital Filter Mode THD+N: -112dB DR, S/N: 120dB (Mono mode: 123dB) I/F Format: 24/32bit MSB justified, 16/20/24/32bit LSB justified, I2 S, DSD Master Clock: 30kHz ~ 32kHz: 1152fs 30kHz ~ 54kHz: 512fs or 768fs 30kHz ~ 108kHz: 256fs or 384fs 108kHz ~ 216kHz: 128fs or 192fs ~ 384kHz: 64fs or 128fs ~ 768kHz: 64fs Power Supply: DVDD=AVDD=3.0 3.6V, VDD1/2=4.75 7.2V Digital Input Level: CMOS Package: 48-pin LQFP
У меня всё не так.
Сообщение отредактировал Sbaranov - Среда, 21.03.2018, 04:03 |
|
|
|
Sbaranov | Дата: Пятница, 13.04.2018, 04:48 | Сообщение # 112 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 454
Статус: Offline
Страна: Украина
Город: Каховка
|
И в связи с этим у меня образовалось множество вопросов, пока я ожидаю доставку. Самый пожалуй главный - регулировка громкости. В опциях я её не увидел и если честно то очень смутно представляю практическую реализацию потому, что не имел дела с ЦАПами вовсе. Логично с моей точки зрения иметь проигрыватель который будет пересчитывать коды и выдавать на цифровой выход уже с заданной громкостью. Но к примеру у моего DVD такой функции нет в природе. Тут по принципу управления громкостью сын подкинул идею - "А почему ты думаешь, что проигрыватель должен пересчитывать коды, а не просто посылать коды управления громкостью?". И в правду, есть такое управление или нет? Но всё таки мне похоже не избежать установки дискретных регуляторов громкости по одному двухканальному на собственно один канал между ЦАПом и усилителем. Правда до этого нужно глубоко изучить всё же структуру всей платы и микросхем на предмет наличия специализированной системы управления громкостью, такая тоже может быть. Ещё, наверное возможно изменять выходное напряжение путём изменения опорного напряжения которое коммутируют ключи, если такое технически возможно. Я на практике в усилителях класса D такое видел, естественно не как опцию, а как своеобразное открытие в процессе ремонта и само качество звука от этого не пострадало. При введении дискретных регуляторов громкости нужно ещё учесть настройки фильтров под входное сопротивление нагрузки и возможно отключить штатные операционники вовсе. Еще, насколько я понимаю, нужно правильно разделить цифровые и аналоговые цепи ЦАПа.
У меня всё не так.
|
|
|
|
bisesik | Дата: Пятница, 13.04.2018, 05:39 | Сообщение # 113 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2411
Статус: Offline
Страна: Казахстан
Город: Алматы
|
Смотрите 40-ую страницу даташита https://www.akm.com/akm/en/file/datasheet/AK4490EQ.pdf У вас же там энкодер - он и должен регулировать громкость
|
|
|
|
Sbaranov | Дата: Пятница, 13.04.2018, 14:43 | Сообщение # 114 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 454
Статус: Offline
Страна: Украина
Город: Каховка
|
bisesik, спасибо за подсказку. То есть управление идёт по 7 выводу и это последовательные коды в формате I2C?Нужен еще чип который их генерирует, и в чипе должен быть прописан адрес АК4490EQ . Я правильно это понимаю? Или это просто обычная последовательность коротких сигналов с низким или высоким уровнем в зависимости от потребности до полного отключения звука и так же полное отключение при длительном сигнале низкого уровня, а это в свою очередь в регистре запоминается? То есть регулятором может быть ручка с импульсными выходами и без ограничения вращения как колёсико мышки?
У меня всё не так.
|
|
|
|
bisesik | Дата: Пятница, 13.04.2018, 15:32 | Сообщение # 115 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2411
Статус: Offline
Страна: Казахстан
Город: Алматы
|
Да, РГ использует шину I2C. Для этого используют что-то типа attiny или arduino. В сети есть много как готовых вариантов контроллеров для AK44xx, так и DIY-проектов, просто погуглите. Но скорее всего на вашей платке уже будет РГ, совмещённый с селектором входов - энкодер то есть. А так, вот, примеры: http://www.diyinhk.com/shop....cb.html http://www.dimdim.gr/2016....arduino
|
|
|
|
Sbaranov | Дата: Среда, 16.05.2018, 04:45 | Сообщение # 116 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 454
Статус: Offline
Страна: Украина
Город: Каховка
|
Продолжаю тему. Пришла доставка ЦАПа и некоторые вопросы прояснились. На борту операционник NE5532. Но если честно то его характеристики меня вовсе не волнуют. Регулировки громкости нет. Это немного всё усложняет но не критично. ЦАП нормально работает в заводской конфигурации. Однозначно хуже не стало, это если сравнивать звук который выдавал тюнер, а он принимает WAV c 192/24 качеством с USB. Берёт 44,1 и 48 кратные частоты и эти названные. Повторюсь - не знаю пока до какой глубины он их обрабатывает. Тесты которые bisesik, мне предоставил, я пока не проверял осциллографом. В общем разница не "бросается в глаза". Есть и приятный сюрприз, учитывая моё плохое знание ЦАПов, AK4490 на балансных выходах выдаёт уровень постоянного напряжения 2,66 вольта. И он очень близок к напряжению которое я имею на входе каскодного драйвера с применением в качестве первого транзистора КТ844А. У меня на входе уровень 2,88 вольта. И обеспечен он падением напряжения через резистор с базы на общий минусовый провод. В итоге отпала необходимость в проходных ёмкостях полностью. Достаточно подключить базу транзистора через резистор с небольшим сопротивлением на выход AK4490 и на эту же базу подключить ёмкость фильтра помех от ЦАПа. Я даже успел просто притулить вход драйвера по одному каналу к двум выходам через щупы, с целью понять совместимость уровня выхода и сопротивления входа. Получил положительный результат с небольшим падением громкости за счёт нагрузки от входных резисторов драйвера, от которых придётся избавиться как от лишних и уже такого падения громкости не будет.
Добавлено (16.05.2018, 04:45) --------------------------------------------- Теперь по поводу фильтров. Я уже достаточно прилично ознакомился с изысканиями Валентина и всей уважаемой компании любителей качественного звука. Каюсь - тема богатая для размышлений и обсуждений, не всё еще прочитал, возможно что то упустил. У меня появился, как мне кажется логичный вопрос. Почему не рассматривалось применение такой известной конструкции из схемотехники магнитофонов как "Фильтр-пробка" в качестве фильтра подавляющего всплески от работы ЦАП? И собственно не до конца понятно от чего пытаемся избавиться. От естественной крутизны ступеньки при переходе с уровня на уровень? Тогда достаточно простого шунтирования емкостью с определёнными времязадающими характеристиками и автоматической перестройкой от частоты. Что иногда наблюдается в некоторых конструкциях ЦАПов и идёт как опция. Вместе с тем, при индуктивном характере нагрузки, который появляется при наличии длинных линий связи и использовании трансформаторов, или при неправильном согласовании сопротивлений на разных концах кабеля или при скармливании наряду с полезным сигналом импульсных выбросов операционному усилителю тоже возникают богатые спектры помех. И в последнем случае достаточно выделить основную частоту этих выбросов и просто срезать настроенным на неё фильтром. Наверняка она гораздо выше звукового диапазона и такой фильтр не внесёт искажающих фазу смещений, что может сделать возможным даже последовательное применение нескольких таких фильтров под разные частоты, вплоть до частот дискретизации. Но если честно, то я считаю это устранением проблем которые созданы рядом ошибок в конструкции, которые нам достались в наследство по привычке "строить новое по старому". Если мы упёрлись в стену то необязательно приставлять лестницу, иногда её можно и снести.
У меня всё не так.
Сообщение отредактировал Sbaranov - Среда, 16.05.2018, 04:53 |
|
|
|
bisesik | Дата: Среда, 16.05.2018, 08:29 | Сообщение # 117 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2411
Статус: Offline
Страна: Казахстан
Город: Алматы
|
В дельта-сигме (4490, 9038) встроенные выбираемые цифровые ФНЧ.
|
|
|
|
Sbaranov | Дата: Четверг, 17.05.2018, 03:36 | Сообщение # 118 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 454
Статус: Offline
Страна: Украина
Город: Каховка
|
bisesik, могу я понимать цифровые фильтры как некую дорисовку недостающего плавного перехода от одной ступеньки к другой за счёт генерации промежуточных значений к примеру с 32-ти битной точностью и повышенной частотой? Я уже встречал это как опцию при перекодировании файлов, а в этих чипах делается такое "налету"? Тогда, если я правильно понимаю ситуацию, рекомендованные физические, ёмкостные фильтры в даташитах, нужны в случае работы с отключенными фильтрами или для сглаживания оставшихся ступенек?
У меня всё не так.
|
|
|
|
bisesik | Дата: Четверг, 17.05.2018, 05:01 | Сообщение # 119 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2411
Статус: Offline
Страна: Казахстан
Город: Алматы
|
В случае с дельта-сигмой дело не в ступеньках, а в ограничении полосы. Там же мегагерцы на выходе...
|
|
|
|
Sbaranov | Дата: Пятница, 18.05.2018, 03:28 | Сообщение # 120 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 454
Статус: Offline
Страна: Украина
Город: Каховка
|
Ну это более менее ясно. Каждый ключ при активации и де активации вносит свой прирост или падение напряжения с крутым фронтом и спадом. Именно эти резкие переходы и создают богатые спектры частот вплоть до сотен мегагерц. Ёмкости просто тормозят этот процесс и срезают самые высокие частоты. Чем больше ёмкости, тем более низкие частоты срежутся и меньше их останется. Но это приведёт к сдвигу фаз в местах с большой скоростью нарастания сигнала. Если запись идёт с высоким разрешением и ЦАП её поддерживает и к тому же с большой частотой выборки, то на высокочастотном сигнале имеем "ступеньки" с меньшим приростом напряжения но только в случае параллельного увеличения глубины разрядов. То есть я не до конца понимаю термин "цифровой фильтр". Ну к примеру имеем внутри чипа просто дополнительные наборы ключей которые по определённым алгоритмам включают ещё дополнительный управляемый делитель, который каждый переход на новый уровень растягивает по времени, делая его более пологим. И по сути такой процесс можно реализовать в чипе и без привлечения вычислительных способностей как это делается при перекодировании файлов. Я правильно понимаю суть этого способа фильтрации помех?
У меня всё не так.
|
|
|
|