Вы зашли как: Гость
[ Тематический каталог сайтов · Доска Объявлений ]
[ Новые сообщения · Поиск по форуму · Участники · Статистика · Правила форума · RSS ]
Суперсимметрия без средней точки и земли.
bisesikДата: Понедельник, 10.02.2020, 05:23 | Сообщение # 271
Группа: Проверенные
Сообщений: 2411
Статус: Offline
Страна: Казахстан
Город: Алматы
Сергей, всё верно! Мы как раз недавно с Валентином обсуждали этот вопрос, к слову. Для CDDA формата действительно нужна фильтрация до 20кГц. Вот вам в помощь руководство на этот счёт от товарища Joe Rasmussen: https://u.to/1QdwFw
Суть простая, нужен ФНЧ с крутизной (относительно 1кГц): 15кГц=-0,7дБ, 20кГц=-2дБ.


Сообщение отредактировал bisesik - Понедельник, 10.02.2020, 15:19
SbaranovДата: Понедельник, 10.02.2020, 08:42 | Сообщение # 272
Группа: Проверенные
Сообщений: 454
Статус: Offline
Страна: Украина
Город: Каховка
Иван, я сейчас на работе, у нас тут ХР ссылка не открывается, но суть я понял, так, с понижением АЧХ работает фильтр с операционным усилителем обычно. А с индуктивным вариантом наоборот, если не предпринимать специальных мер идёт в плюс, причём чем выше ёмкость и ниже сопротивление тем подъём выше, на краю диапазона может быть и больше 2дБ запросто. Звук стал похожим на тот, какой я слышал от классического ЦАП (у меня в тюнере). Тут ещё есть даже и выигрыш, я практически выше 17 кГц уже не слышу, так возраст сказывается, то мне это даже убирать ненужно, как тонкомпенсация это работает. А схема с балансным выходом оказалась с интересным фокусом. Фильтр можно упростить подключение вместо двух ёмкостей по 3300 пФ на выхода +/- к корпусу, одну снова же 3300 пФ между входами +/-. И тут закон сложения ёмкостей работает по каждому отдельному выходу, что две раздельно, что одна общая, эффект один. Но правильно одна, она симметричнее работает, одинаковая для обоих выходов и переключать просто подкидывая ёмкости в параллель. В общем мне этот вариант понравился. Здорово осциллограф помогает. Идея в голове это одно, а объективная реальность это ещё лучше. Я на переключателе делаю выбор 3300/6600 пФ это не бросается резко на слух, только некоторые моменты меняет, я пока слышу как улучшение. Проверял сдвиг фазы на резисторе 330 Ом, он намного меньше чем тот что на фото, две слабо расходящиеся линии, и визуально несколько процентов. Но похоже в случае отсутствия ОУ это не имеет ни какого значения для звука. От переключения ёмкости фильтра звуковая картинка не меняется в плане положения источников звука.

У меня всё не так.

Сообщение отредактировал Sbaranov - Понедельник, 10.02.2020, 08:44
VKДата: Понедельник, 10.02.2020, 09:06 | Сообщение # 273
Группа: Модераторы
Сообщений: 9883
Статус: Offline
Страна: Германия
У меня этот вопрос просто отпадает сам DAC NXC10 режет ЦАПом частоту до 20кГц и проблем нет после этого. drunk
SbaranovДата: Понедельник, 10.02.2020, 09:11 | Сообщение # 274
Группа: Проверенные
Сообщений: 454
Статус: Offline
Страна: Украина
Город: Каховка
Открыл Тором. Изучаю.
Интересная цитата - "Могу сказать, что эффект значительный. Снята некая завеса шипения"

Добавлено (10.02.2020, 09:16)
---------------------------------------------
Практически мои слова - "Эффект направленности схожий с рогом. Также немного проясните центр середины.
Голоса и звуки остаются с реверберациями и присутствуют на записях.
Я слушал записи разных возрастов, и это было почти то же самое с точки зрения удаления шумовой завесы, позволяющей больше "воздуха" в комнату для прослушивания ...
Даже я не менял значения кроссовера, все так же
Я не сомневаюсь, что это похоже на тот же кроссовер, который делает лучшую работу ..."
Переводчик корявый но смысл понятный.


У меня всё не так.

Сообщение отредактировал Sbaranov - Понедельник, 10.02.2020, 09:18
bisesikДата: Понедельник, 10.02.2020, 12:59 | Сообщение # 275
Группа: Проверенные
Сообщений: 2411
Статус: Offline
Страна: Казахстан
Город: Алматы
Цитата VK ()
У меня этот вопрос просто отпадает сам DAC NXC10 режет ЦАПом частоту до 20кГц и проблем нет после этого

Да как бы... В любых Д-С ЦАПах есть цифровой ФНЧ на 20кГц, а толку?..

Добавлено (10.02.2020, 15:42)
---------------------------------------------
Цитата Sbaranov ()
Переводчик корявый но смысл понятный.

Могу сказать, что эффект значительный. Устраняется некий шипящий занавес, схожий с эффектом направленности у рупора. Также немного проясняется середина.
Голоса и сибилянты остаются с той реверберацией, которые были на записях.
Я послушал записи разных времён и везде было почти одинаково с точки зрения удаления шумовой завесы, дающее больше "воздуха" в комнате прослушивания ...


Обратите внимание, Zoran рассказывает про TDA1540 - это не дельтасигма wait
То есть, речь идёт скорее об артефактах, присутствующих в CDDA записях (44.1кГц).
Однако, также я хочу заметить, что несмотря на то, что современные форматы записи (96/192/384) хоть и лишены конкретно этих проблем с граничными к половинной частоте от частоты квантования отсчётами в слышимой области... Есть подозрение, что с повышением частоты выборки, требования к процессу безошибочного восстановления этого оцифрованного сигнала обратно в аналог растут пропорционально увеличению количества отсчётов.


Сообщение отредактировал bisesik - Понедельник, 10.02.2020, 16:22
SbaranovДата: Понедельник, 10.02.2020, 19:06 | Сообщение # 276
Группа: Проверенные
Сообщений: 454
Статус: Offline
Страна: Украина
Город: Каховка
Цитата bisesik ()
Есть подозрение, что с повышением частоты выборки, требования к процессу безошибочного восстановления этого оцифрованного сигнала обратно в аналог растут пропорционально увеличению количества отсчётов.
. А почему так? Казалось бы помеха уходит выше по повторяемости, частоте и одновременно падает по амплитуде, легче фильтру, меньше емкость нужна. Или ширится спектр возможных шумов? А может тяжелее операционнику?


У меня всё не так.

Сообщение отредактировал Sbaranov - Понедельник, 10.02.2020, 19:09
bisesikДата: Вторник, 11.02.2020, 12:01 | Сообщение # 277
Группа: Проверенные
Сообщений: 2411
Статус: Offline
Страна: Казахстан
Город: Алматы
Я скорее имел ввиду количество операций. Что-то типа: "разбитое пополам корыто" в два раза легче восстановить, чем разбитое на 4 части, и тем более на 8 :D

Сообщение отредактировал bisesik - Вторник, 11.02.2020, 12:01
SbaranovДата: Среда, 19.02.2020, 05:47 | Сообщение # 278
Группа: Проверенные
Сообщений: 454
Статус: Offline
Страна: Украина
Город: Каховка
Небольшое дополнение по фильтру. Произвёл несложную подстройку АЧХ с учётом ёмкости межблочных кабелей. Выбрал сначала номинал емкости с подъёмом АЧХ равным для обеих каналов порядка 25% от номинального уровня на частоте 20 кГц, а потом через подключение дополнительных ёмкостей параллельно уже выбранной, задавил ёмкостной нагрузкой до номинального уровня и ещё большей степени фильтрации. В общем резонанс оказался где то всё равно за звуковым диапазоном. То есть в моём случае это чисто индивидуально адаптированное решение под мою конфигурацию с разнесённым ЦАПом и усилителем. Если бы ЦАП и усилитель я изготовил в одном корпусе, как сейчас уже начинают делать не только Валентин, а и именитые производители, тот же Marantz PM7000N Black с этой же АК4490 то ёмкости были бы другими. Попутно мне удалось решить застарелую проблему, о которой я уже один раз говорил. Это периодическое, примерно 1-2 раза в неделю пропадание звука с ЦАП по одному из каналов. Ранее я это связал с повреждённой изоляцией внешней оплётки одного из межблочных кабелей. Суть проблемы оказалась именно в прямом попадании импульсных радио помех отловленных кабелем поскольку я умышленно определённое время не применял фильтрации до покупки осциллографа, хотелось оценить разницу на слух и приборно. После введения трансформатора-фильтра и ёмкости прямо в корпусе ЦАП, наведённым помехам путь перекрыт и микросхема на эти импульсы уже не реагирует. Как это происходит я толком не знаю, но думаю где-то внутри АК4490 есть контроль тока и напряжения на выходе, и отклонение сигнала от положенного значения запирает выход до перезагрузки питания. По этому моноблочная конфигурация видится более правильной. Одним словом так и фильтрация лучше и бзик пропал и АЧХ линейная.

У меня всё не так.
VKДата: Среда, 19.02.2020, 06:47 | Сообщение # 279
Группа: Модераторы
Сообщений: 9883
Статус: Offline
Страна: Германия
Сергей, у твоего АК4490 есть тоже фильтр на частоту выхода в 20кГц как у АК4499. У меня такой фильтр стоит внутри самого ЦАПа.
SbaranovДата: Среда, 19.02.2020, 08:23 | Сообщение # 280
Группа: Проверенные
Сообщений: 454
Статус: Offline
Страна: Украина
Город: Каховка
Судя по осциллограммам ни цифровая фильтрация, ни аппаратная с операционным усилителем полноценно не справились, это первая фотка из поста №241 http://www.tornadoacoustics.ru/forum/7-1050-47179-16-1578213526 . Верхний график именно из стандартного выхода платы после операционника. Там чётко просматриваются ступеньки. А нижний, зеркальный график, в противофазе это выход того же сигнала цифрового тюнера, где он выступает источником обоих сигналов, и его форма в аналоге правильная, но с ВЧ зашумлением, похоже из-за плохого соединения общих проводов через щупы осциллографа. Я на плеере наблюдал процесс включения фильтров. Есть у него встроенная опция кроме эквалайзера и разных примочек. Там тоже дельта-сигма, это видно на реакции по меандру 1 кГц как выбросы фронта-спада, а на синусе 20 кГц фильтры цифровые дают просто падение амплитуды сигнала и небольшое изменение формы, а сама форма та же, угловатая, вообще невидно фильтрации. Эти графики http://www.tornadoacoustics.ru/_fr/10/7813789.jpg и http://www.tornadoacoustics.ru/_fr/10/8165711.jpg Именно угловатость линий говорит, что мы имеем дело с полным отсутствием ёмкостной фильтрации. Думаю у вас всё гораздо серьёзнее сделано и выглядит по другому.

У меня всё не так.
VKДата: Среда, 19.02.2020, 11:01 | Сообщение # 281
Группа: Модераторы
Сообщений: 9883
Статус: Offline
Страна: Германия
Если можно по моему опыту.
График меандра это график после трансформатора и причём с н-сердечником. Выбросы вертикальные это не недостаток фильтрации, а технологический недостаток в изготовлении н-тора. Дело в том что н-сердечник почти без гистерезиса и те процессы что протекают в нём классифицируются как быстродействующие, правильно надо бы сказать без памяти в магнитном процессе (гистерезис), отсюда строго горизонтальные и вертикальные линии, но выбросы по углам это наложение материалов использованных при изготовлении самого трансформатора. Вот и всё. А сам по себе н-тор вещь для нас в аудио как фильтр почти идеальная, что не укладывается в гениальность так я уже частично назвал. wait
SbaranovДата: Среда, 19.02.2020, 15:03 | Сообщение # 282
Группа: Проверенные
Сообщений: 454
Статус: Offline
Страна: Украина
Город: Каховка
Роль трансформатора как фильтра очень положительная вещь. Складывается впечатление, что производителям это дорого и они смотрят на всё сквозь пальцы делая всё по проще.

Добавлено (19.03.2020, 07:45)
---------------------------------------------
Здравствуйте. Находясь в карантинном загоне как и вся планета, я решил воспользоваться ситуацией и практически оценить возможности работы моей конфигурации усилителя в районе малых сигналов. Начал с субъективной категории различимости записи с частотой 1 кГц на разных уровнях. Соорудил несколько тестовых записей с 96 килогерц и разрешением 32 бит. Шкалу выбрал до -150 дБ. На всякий случай уровень -150 нормализовал до нуля и увидел прилично по форме напоминающий синусоиду остаток. -90 прекрасно слышно у динамиков во всех случаях. А вот дальше начались уже необычные проблемы. Мой Х-96 на привычном VLC media player по уровню -100 и ниже начал выдавать на гора очень тихий шум. Сменив его на другой плеер я снова получил звук 1 кГц на выходе, он оказался вполне слышимым, но дальше из записей -110 дБ. звука вообще не оказалось. Я попробовал включить на таких записях эквалайзер и звук снова появился но он оказался на уровне -100 или выше. Соединение было через оптику и однозначно стало ясно, что с этой системы его не позволяют вытянуть программы плееров к примеру отрезая по уровню 24 бита. Попробовал сменить Х-96 на спутниковый тюнер, он у меня по честнее. Тюнер так же продолжал выдавать звук по кабелю уже, а не по оптике. Но в отличие от Х-96 при переходе с уровня -90 до -100 в звуке синуса проявилась недостаточность бит разрешения как слабое появление высших гармоник на слух. В общем пока так. Можно сказать -100 дБ слышно громче шумов и фона, и последнее я уже проверял через наушники подключив их напрямую на выход.


У меня всё не так.
SbaranovДата: Четверг, 19.03.2020, 11:04 | Сообщение # 283
Группа: Проверенные
Сообщений: 454
Статус: Offline
Страна: Украина
Город: Каховка
Получается следующее. Усилитель сам по себе сигнал с уровнем ниже -90 пропускает однозначно легко в полной мере. В диапазоне уровня -90/-100 сигнал проходит однозначно и причём в нём можно различить даже на слух искажения от недостатка качества оцифровки от уровня -150 до уровня - 90. Доказательством этого есть форма сигнала записанного с уровнем -150 и усилением его до уровня 0 дБ. Если сигнал с высоким разрешением но низкого уровня в цифровом разрешении усилить то он неизбежно теряет своё качество обогащаясь гармониками и это уже слышно в моем случае при реальном уровне записи ограниченном верхним приделом громкости -100 дБ. Визуально в программе разница небольшая но есть.

Первая картинка оригинал с уровнем 0 дБ.

Вторая это восстановленный уровень 0 дБ. из уровня -150 дБ. именно в записи цифрового кода.
И ещё я думаю есть и вклад железа которое просто ни программно, ни протокольно по коаксиалу, не пропускает больше разрядов именно у меня к ЦАПу, который способен работать с реально более полным сигналом.
В общем мне нужно искать более продвинутые источники или оплачивать модификации программных плееров до высокого разрешения если мой Х-96 всё же способен такое поддерживать реально. В общем вопрос источника по прежнему актуален для меня и боюсь многие пользователи о таком подлоге в их аппаратуре и не подозревают.

Добавлено (19.03.2020, 11:08)
---------------------------------------------
Но на слух и через наушники разница всё же заметна на уровне -100/-90 дБ хотя её и на графике видно плохо!

Прикрепления: 3326028.jpg (26.8 Kb) · 5103072.jpg (24.2 Kb)


У меня всё не так.
VKДата: Четверг, 19.03.2020, 11:32 | Сообщение # 284
Группа: Модераторы
Сообщений: 9883
Статус: Offline
Страна: Германия
Цитата Sbaranov ()

Но на слух и через наушники разница всё же заметна на уровне -100/-90 дБ хотя её и на графике видно плохо!

Это прежде всего вопрос разрешения в ... dB, после чего естественно разницу слышно, как ни крути так было всегда. bored
SbaranovДата: Четверг, 19.03.2020, 16:23 | Сообщение # 285
Группа: Проверенные
Сообщений: 454
Статус: Offline
Страна: Украина
Город: Каховка
Валентин, это я сам себя так утешаю тем, что на уровне громкости ниже номинала на 100 dB смог уловить на слух не совсем правильную синусоиду, которая подрезана немного по амплитуде и грубо оцифрована после усиления от -150 до -100, динамический диапазон которой по сути стал оцифрован грубо или просто обрезан. Мне явно не хватает источника цифрового звука способного именно дать эту цифру на минимальном цифровом уровне, и дать понять придел самого разрешения усилителя. Но в принципе этот эффект можно получить искусственно и очень просто прикрутить громкость аналоговым регулятором громкости на заранее выверенную величину, и дальше будет работать математика. Но это немного не то. Так уже не раскрываются реальные возможности ЦАПа поскольку регулятор между ним и усилителем. Но тоже стоит и это попробовать. Тогда будет видно вклад каждого по отдельности. Но всё это практически трудно различимо при работе через динамики. Нужна полная тишина и малая дистанция до динамиков, как и супер слух в придачу.

У меня всё не так.
Поиск: