Измерение параметров ТSP в домашних условиях. (Часть 1).
|
|
VK | Дата: Суббота, 23.01.2010, 05:43 | Сообщение # 1 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 9418
Статус: Offline
Страна: Германия
|
Измерение параметров Тиля-Смолла в домашних условиях Большинство параметров для изготовления акустического оформления может быть измерено или рассчитано в домашних условиях с помощью не особо сложных измерительных приборов и компьютера или калькулятора, умеющего извлекать корни и возводить в степень. Автор этого "труда" не претендует на особые знания в области теории, а все тут изложенное является компиляцией из различных источников - как иностранных, так и российских. Самыми основными параметрами, по которым можно рассчитать и изготовить акустическое оформление (проще говоря - ящик) являются: • Резонансная частота динамика Fs (Герц) • Эквивалентный объем Vas (литров или кубических футов) • Полная добротность Qts • Сопротивление постоянному току Re (Ом) Для более серьезного подхода понадобится еще знать: • Механическую добротность Qms • Электрическую добротность Qes • Площадь диффузора Sd (м2) или его диаметр Dia (см) • Чувствительность SPL (dB) • Индуктивность Le (Генри) • Импеданс Z (Ом) • Пиковую мощность Pe (Ватт) • Массу подвижной системы Mms (г) • Относительную жесткость Cms (метров/ньютон) • Механическое сопротивление Rms (кг/сек) • Двигательную мощность BL Измерение Re, Fs, Fc, Qes, Qms, Qts, Qtc, Vas, Cms, Sd. Для проведения измерений этих параметров вам понадобится следующее оборудование: 1. Вольтметр 2. Генератор сигналов звуковой частоты 3. Частотомер 4. Мощный (не менее 5 ватт) резистор сопротивлением 1000 ом 5. Точный (+- 1%) резистор сопротивлением 10 ом 6. Провода, зажимы и прочая дребедень для соединения всего этого в единую схему. Конечно, в этом списке возможны изменения. Например, большинство генераторов имеют собственную шкалу частоты и частотомер не является в таком случае необходимостью. Вместо генератора можно также использовать звуковую плату компьютера и соответствующее программное обеспечение, способное генерировать синусоидальные сигналы от 0 до 200Гц требуемой мощности.
|
|
|
|
VK | Дата: Суббота, 23.01.2010, 05:48 | Сообщение # 2 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 9418
Статус: Offline
Страна: Германия
|
Часть 2. Калибровка: Для начала необходимо откалибровать вольтметр. Для этого вместо динамика подсоединяется сопротивление 10 Ом и подбором напряжения, выдаваемого генератором, надо добиться напряжения 0.01 вольта. Если резистор другого номинала, то напряжение должно соответствовать 1/1000 номинала сопротивления в омах. Например для калибровочного сопротивления 4 ома напряжение должно быть 0.004 вольта. Запомните! После калибровки регулировать выходное напряжение генератора НЕЛЬЗЯ до окончания всех измерений. Нахождение Re Теперь, подсоединив вместо калибровочного сопротивления динамик и выставив на генераторе частоту, близкую к 0 герц, мы можем определить его сопротивление постоянному току Re. Им будет являться показание вольтметра, умноженное на 1000. Впрочем, Re можно замерить и непосредственно омметром. Нахождение Fs и Rmax Динамик при этом и всех последующих измерениях должен находиться в свободном пространстве. Резонансная частота динамика находится по пику его импеданса (Z-характеристике). Для ее нахождения плавно изменяйте частоту генератора и смотрите на показания вольтметра. Та частота, на которой напряжение на вольтметре будет максимальным (дальнейшее изменение частоты будет приводить к падению напряжения) и будет являться частотой основного резонанса для этого динамика. Для динамиков диаметром больше 16см эта частота должна лежать ниже 100Гц. Не забудьте записать не только частоту, но и показания вольтметра. Умноженные на 1000, они дадут сопротивление динамика на резонансной частоте Rmax, необходимое для расчета других параметров. Нахождение Qms, Qes и Qts Эти параметры находятся по следующим формулам:
|
|
|
|
VK | Дата: Суббота, 23.01.2010, 05:53 | Сообщение # 3 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 9418
Статус: Offline
Страна: Германия
|
Часть 3. Как видно, это последовательное нахождение дополнительных параметров Ro, Rx и измерение неизвестных нам ранее частот F1 и F2. Это частоты, при которых сопротивление динамика равно Rx. Поскольку Rx всегда меньше Rmax, то и частот будет две - одна несколько меньше Fs, а другая несколько больше. Вы можете проверить правильность своих измерений следующей формулой: Если расчетный результат отличается от найденного ранее больше, чем на 1 герц, то нужно повторить все сначала и более аккуратно. Итак, мы нашли и рассчитали несколько основных параметров и можем на их основании делать некоторые выводы: 1. Если резонансная частота динамика выше 50Гц, то он имеет право претендовать на работу в лучшем случае как мидбас. О сабвуфере на таком динамике можно сразу забыть. 2. Если резонансная частота динамика выше 100Гц, то это вообще не низкочастотник. Можете использовать его для воспроизведения средних частот в трехполосных системах. 3. Если соотношение Fs/Qts у динамика составляет менее 50-ти, то этот динамик предназначен для работы исключительно в закрытых ящиках. Если больше 100 - исключительно для работы с фазоинвертором или в бандпассах. Если же значение находится в промежутке между 50 и 100, то тут нужно внимательно смотреть и на другие параметры - к какому типу акустического оформления динамик тяготеет. Лучше всего для этого использовать специальные компьютерные программы, способные смоделировать в графическом виде акустическую отдачу такого динамика в разном акустическом оформлении. Правда при этом не обойтись без других, не менее важных параметров - Vas, Sd, Cms и L.
|
|
|
|
VK | Дата: Суббота, 23.01.2010, 05:57 | Сообщение # 4 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 9418
Статус: Offline
Страна: Германия
|
Часть 4. Если расчетный результат отличается от найденного ранее больше, чем на 1 герц, то нужно повторить все сначала и более аккуратно. Итак, мы нашли и рассчитали несколько основных параметров и можем на их основании делать некоторые выводы: 1. Если резонансная частота динамика выше 50Гц, то он имеет право претендовать на работу в лучшем случае как мидбас. О сабвуфере на таком динамике можно сразу забыть. 2. Если резонансная частота динамика выше 100Гц, то это вообще не низкочастотник. Можете использовать его для воспроизведения средних частот в трехполосных системах. 3. Если соотношение Fs/Qts у динамика составляет менее 50-ти, то этот динамик предназначен для работы исключительно в закрытых ящиках. Если больше 100 - исключительно для работы с фазоинвертором или в бандпассах. Если же значение находится в промежутке между 50 и 100, то тут нужно внимательно смотреть и на другие параметры - к какому типу акустического оформления динамик тяготеет. Лучше всего для этого использовать специальные компьютерные программы, способные смоделировать в графическом виде акустическую отдачу такого динамика в разном акустическом оформлении. Правда при этом не обойтись без других, не менее важных параметров - Vas, Sd, Cms и L. Нахождение Sd Это так называемая эффективная излучающая поверхность диффузора. Для самых низких частот (в зоне поршневого действия) она совпадает с конструктивной и равна: Радиусом R в данном случае будет являться половина расстояния от середины ширины резинового подвеса одной стороны до середины резинового подвеса противоположной. Это связано с тем, что половина ширины резинового подвеса также является излучающей поверхностью. Обратите внимание что единица измерения этой площади - квадратные метры. Соответственно и радиус нужно в нее подставлять в метрах.
|
|
|
|
VK | Дата: Суббота, 23.01.2010, 06:03 | Сообщение # 5 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 9418
Статус: Offline
Страна: Германия
|
Часть 5. Нахождение индуктивности катушки динамика L Для этого нужны результаты одного из отсчетов из самого первого теста. Понадобится импеданс (полное сопротивление) звуковой катушки на частоте около 1000Гц. Поскольку реактивная составляющая (XL) отстоит от активной Re на угол 900, то можно воспользоваться теоремой Пифагора: Поскольку Z (импеданс катушки на определенной частоте) и Re (сопротивление катушки по постоянному току) известны, то формула преобразуется к: Найдя реактивное сопротивление XL на частоте F можно рассчитаь и саму индуктивность по формуле: Измерения Vas Есть несколько способов измерения эквивалентного объема, но в домашних условиях проще использовать два: метод "добавочной массы" и метод "добавочного объема". Первый из них требует из материалов несколько грузиков известного веса. Можно использовать набор грузиков от аптечных весов или воспользоваться старыми медными монетками 1,2,3 и 5 копеек, поскольку вес такой монетки в граммах соответствует номиналу. Второй метод требует наличия герметичного ящика заранее известного объема с соответствующим отверстием под динамик.
|
|
|
|
VK | Дата: Суббота, 23.01.2010, 06:12 | Сообщение # 6 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 9418
Статус: Offline
Страна: Германия
|
Часть 6. Нахождение Vas методом добавочной массы Для начала нужно равномерно нагрузить диффузор грузиками и вновь измерить его резонансную частоту, записав ее как F's. Она должна быть ниже, чем Fs. Лучше если новая резонансная частота будет меньше на 30%-50%. Масса грузиков берется приблизительно 10 граммов на каждый дюйм диаметра диффузора. Т.е. для 12" головки нужен груз массой около 120 граммов. Затем необходимо рассчитать Cms на основе полученных результатов по формуле: где М - масса добавленных грузиков в килограммах. Исходя из полученных результатов Vas(м3) рассчитывается по формуле: Нахождение Vas методом добавочного объема Нужно герметично закрепить динамик в измерительном ящике. Лучше всего это сделать магнитом наружу, поскольку динамику все равно, с какой стороны у него объем, а вам будет проще подключать провода. Да и лишних отверстий при этом меньше. Объем ящика обозначен как Vb. Затем нужно произвести измерения Fс (резонансной частоты динамика в закрытом ящике) и, соответственно, вычислить Qmc,Qec и Qtc. Методика измерения полностью аналогична описанной выше. Затем находится эквивалентный объем по формуле: Практически с теми же результатами можно использовать и более простую формулу: Полученных в результате всех этих измерений данных достаточно для дальнейшего расчета акустического оформления низкочастотного звена достаточно высокого класса. А вот как оно рассчитывается - это уже совсем другая история... Учтите, что приведенная выше методика действенна только для измерения параметров динамиков с резонансными частотами ниже 100Гц, на более высоких частотах погрешность возрастает.
|
|
|
|
Dimtan | Дата: Среда, 02.06.2010, 19:14 | Сообщение # 7 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 218
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
|
Вот ещё ссылка на измерение параметров ТС: http://xopxe.narod.ru/articles/MesTune.htm Я пользуюсь ей, мне удобней когда шкала в милливольтах вместо R (om).
Дмитрий
|
|
|
|
Bobby_II | Дата: Среда, 05.09.2012, 20:20 | Сообщение # 8 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 5526
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: Санкт-Петербург
|
Стало быть, настало время и самому освоить :-). Будем делать "для домохозяек". С картинками. Но пару недель понадобится.
я понимаю что вам нечем, но всё-ж попробуйте понять!!!
|
|
|
|
VK | Дата: Воскресенье, 23.09.2012, 18:48 | Сообщение # 9 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 9418
Статус: Offline
Страна: Германия
|
В Инете есть много информации как замерить импеданс, но в одной из ссылок: http://donex-ua.narod.ru/el/izmts.htm есть несколько способов измерения. Я переношу полный текст в наш форум, он будеь разбит в нескольких постах.
Более подробнее о физическом смысле параметров Тиля-Смола читайте в статье Параметры Тиля – Смолла: три карты акустики
Измерение параметров Тиля-Смолла
Внимание! Приведенная ниже методики действенна только для измерения параметров динамиков с резонансными частотами ниже 100Гц, на более высоких частотах погрешность возрастает.
Для получения максимально достоверных результатов все измерения рекомендуется производить несколько раз (3-5раз), затем за результат принимается средне-арифметическое значение.
Перед измерением параметров динамик необходимо «размять». Дело в том, что у неработающего определенное время динамика или у нового динамика параметры будут отличаться, от тех которые мы измерим после того как динамик отыграет определенное время и будет регулярно работать. Поэтому смысл размятия динамика и заключается в получении достоверных параметров измерений. Бытует множество мнений как и сколько надо разминать: просто музыкой, синусоидальным сигналом (синусом) на частоте резонанса динамика Fs, синусом на 1000Гц, гонять синусом на разных частотах, белым и розовым шумом, использовать тестовые диски.
Как разминать решать Вам, - это дело Ваших возможностей и времени, но разминать обязательно нужно.
От себя посоветую разминать в течении суток в различных комбинациях вышепречисленных способов, начать стоит с синуса частоты собственного резонанса Fs (взятую из паспорта динамика) на максимальное количество времени, потом уже использовать остальные способы. Можно использовать тестовые диски, лучше те которые содержат как музыкальные так и технические треки, т.е. сгенерированные сигналы различной формы, частоты и мощности, причем начать лучше с технических треков. Желательно разминать динамик на 50-100% от номинальной мощности, всё зависит от ваших условий, ушей и нервов.
Самыми основными параметрами, по которым можно рассчитать и изготовить акустическое оформление (корпус, ящик) являются:
Резонансная частота динамика Fs (Герц) Эквивалентный объем Vas (литров или кубических футов) Полная добротность Qts Сопротивление постоянному току Re (Ом)
Для более серьезного подхода понадобится еще знать:
Механическую добротность Qms Электрическую добротность Qes Площадь диффузора Sd (м2) или его диаметр D (см) Чувствительность SPL (dB) Индуктивность Le (Генри) Импеданс Z (Ом) Пиковую мощность Pe (Ватт) Массу подвижной системы Mms (г) Относительную жесткость Cms (метров/ньютон) Механическое сопротивление Rms (кг/сек) Двигательную мощность BL
Измерение резонансной частоты Fs, добротности динамика Qts
и ее составляющих электрической и механической добротности Qes, Qms
|
|
|
|
VK | Дата: Воскресенье, 23.09.2012, 18:56 | Сообщение # 10 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 9418
Статус: Offline
Страна: Германия
|
Измерение резонансной частоты Fs, добротности динамика Qts
и ее составляющих электрической и механической добротности Qes, Qms
Метод 1
Для проведения измерений этих параметров вам понадобится следующее оборудование:
Вольтметр Генератор сигналов звуковой частоты (это можно сделать при помощи компьютера и этой программы) Частотомер Мощный (не менее 2 ватт) резистор сопротивлением 1000 ом Точный (+- 1%) резистор сопротивлением 10 ом Провода, зажимы и прочая дребедень для соединения всего этого в единую схему.
Конечно, в этом списке возможны изменения. Например, большинство генераторов имеют собственную шкалу частоты и частотомер не является в таком случае необходимостью. Вместо генератора можно также использовать звуковую плату компьютера и соответствующее программное обеспечение (например, это), способное генерировать синусоидальные сигналы от 0 до 200Гц требуемой мощности. Либо мне еще приходилось делать так, когда не было рядом компьютера: я нарезал на диск треки с частотами от 20-120Гц, потом крутил его на DVD подключенный усилителю и затем уже подключал подвешенный динамик через сопротивление.
Схема для измерений
Калибровка:
Для начала необходимо откалибровать вольтметр. Для этого вместо динамика подсоединяется сопротивление 10 Ом и подбором напряжения, выдаваемого генератором, надо добиться напряжения 0,01 вольта. Если резистор другого номинала, то напряжение должно соответствовать 1/1000 номинала сопротивления в Омах. Например для калибровочного сопротивления 4 Ома напряжение должно быть 0,004 вольта.
Запомните! После калибровки регулировать выходное напряжение генератора (усилителя) НЕЛЬЗЯ до окончания всех измерений.
Определение Fs и Rmax
Динамик при этом и всех последующих измерениях должен находиться в свободном пространстве, обычно его подвешивают (обычно на люстре) подальше от стен и различныз предметов. Резонансная частота динамика находится по пику его импеданса (Z-характеристике). Для ее нахождения плавно увеличивайте частоту генератора, начиная примерно с 20Гц, и смотрите на показания вольтметра. Та частота, на которой напряжение на вольтметре будет максимальным (дальнейшее изменение частоты будет приводить к падению напряжения) и будет являться частотой основного резонанса для этого динамика. Для динамиков диаметром больше 16см эта частота должна лежать ниже 100Гц. Не забудьте записать не только частоту, но и показания вольтметра. Умноженные на 1000, они дадут сопротивление динамика на резонансной частоте Rmax, необходимое для расчета других параметров.
Определение Qms, Qes и Qts
Эти параметры определяются по следующим формулам:
Как видно, это последовательное нахождение дополнительных параметров Ro, Rx и измерение неизвестных нам ранее частот F1 и F2. Это частоты, при которых сопротивление динамика равно Rx. Поскольку Rx всегда меньше Rmax, то и частот будет две - одна несколько меньше Fs, а другая несколько больше. Вы можете проверить правильность своих измерений следующей формулой:
Если расчетный результат отличается от найденного ранее больше, чем на 1 герц, то нужно повторить все сначала и более аккуратно. Определение сопротивление обмотки головки постоянному току Re
Теперь, подсоединив вместо калибровочного сопротивления динамик и выставив на генераторе частоту, близкую к 0 герц, мы можем определить его сопротивление постоянному току Re. Им будет являться показание вольтметра, умноженное на 1000. Впрочем, Re можно замерить и непосредственно омметром.
|
|
|
|
VK | Дата: Воскресенье, 23.09.2012, 19:01 | Сообщение # 11 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 9418
Статус: Offline
Страна: Германия
|
Метод 2
Схема измерения параметров динамикаСхема измерений такая же как и в первом методе, элементы то же такие же: резистор на 1кОм и - генератор – либо генератор звуковой частоты способный выдавать напряжение 10-20В, либо сочетание генератор-усилитель, удовлетворяющее тому же требованию.
Размещаем динамик вдали от стен, потолка и пола (часто рекомендуют подвешивать). Подключаем вольтметр к точкам А и С (т.е. к выходу усилителя) , и устанавливаем напряжение равным 10-20 В на частоте 500-1000 Гц.
Подключаем вольтметр к точкам В и С (т.е. непосредственно к контактам динамика) и изменяя частоту генератора находим частоту, на которой показания вольтметра максимальны, (как показано на рисунке ниже). Это и есть частота собственного резонанса динамика Fs. Записываем Fs и Us-показания вольтметра.
Изменяя частоту вверх относительно Fs, находим частоты, на которых показания вольтметра постоянны и значительно меньше Us (при дальнейшем повышении частоты напряжение опять начнет увеличиваться, пропорционально увеличению импеданса динамика). Запишем это значение, Um.
График импеданса динамика в свободном пространстве и в закрытом ящике выглядит приблизительно так.
Вычисляем напряжение U12 по формуле:
Изменяя частоту, добиваемся показаний на вольтметре соответствующие напряжению U12 , находим частоты F1 и F2.
Вычисляем Акустическую или механическую добротность по формуле:
Электрическую добротность:
|
|
|
|
VK | Дата: Воскресенье, 23.09.2012, 19:07 | Сообщение # 12 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 9418
Статус: Offline
Страна: Германия
|
И, на конец, полную добротность:
Метод 3 - Измерения параметров тиля-смолла при помощи фазоинвертора
Схема измерений такая же как и в первом методе, элементы то же такие же: калибровочного резистора Rk номиналом 10 Ом и активное сопротивление R, задающее ток в цепи, номиналом 1кОм. Можно взять сопротивления Rk и R других номиналов, выполняя условия:
- Rk - может быть любым, но близким к Re
- R/Re > 200
где Re - сопротивления постоянному току звуковой катушки
Измерения начинаются с наиболее точного определения сопротивления постоянному току звуковой катушки Re и калибровочного резистора Rk при помощи цифрового вольтметра или мультиметра.
Затем вместо динамика включаем калибровочный резистор Rk и измеряем напряжение Uk на нем. Напряжение, соответствующее сопротивлению звуковой катушки постоянному току, находим по формуле:
Далее подключаем подвешенную, как можно дальше от других предметов, головку вместо калибровочного резистора. Плавно меняя частоту генератора, находим значение собственной резонансной частоты головки fs, при которой показания вольтметра максимальны. Для повышения точности расчетов это и все последующие измерения проводим пять раз и в качестве результата принимаем среднее арифметическое значение измеренных величин.
Далее вычисляем U1,2 по следующей формуле U1,2=0.7Us
Предположительно это напряжение соответствуют максимальной крутизне кривой [Z]. Далее определяем частоты f1, f2 ниже и выше резонансной, при которых напряжение на головке равно вычисленному U1,2. Поскольку кривая модуля полного электрического сопротивления [Z] симметрична в логарифмическом масштабе, то можно сделать первую проверку выполненных измерений.
Расхождение с ранее измеренной частотой резонанса должно быть не более 1-1,5 Гц.
Теперь можно найти Q’ms , Q’es.
|
|
|
|
VK | Дата: Воскресенье, 23.09.2012, 19:46 | Сообщение # 13 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 9418
Статус: Offline
Страна: Германия
|
Далее помещаем головку в ФИ ящик. Настройка тоннеля значения не имеет или его вообще может не быть - только отверстие диаметром примерно 5 см. При выборе объема измерительного ящика можно воспользоваться рекомендациями, которые дает JBL SS.
Убеждаемся, что характеристика [Z] имеет вид как на рисунке приведенном ниже. Возникающие в некоторых случаях дополнительные максимумы и минимумы свидетельствуют о наличии щелей или воздушных пазух.
Находим частоты fl, fb, fh, соответствующие максимуму и минимуму показаний вольтметра. Отмечаем также напряжение Ub в минимуме на частоте fb. Резонансная частота головки с учетом присоединенной массы воздуха при работе в ФИ:
За счет увеличения соколеблющейся массы резонансная частота fs должна понизиться. Здесь можно провести еще одну проверку. Частоты fs и f’s должны различаться не более чем на 5-10%. Эквивалентный объем подвижной системы головки и уточненные значения добротности находим по следующим формулам.
Формула для расчета полной добротности Qts справедлива только при работе от усилителя с нулевым выходным сопротивлением.
Измерения эквивалентного объема Vas
Есть несколько способов измерения эквивалентного объема, но в домашних условиях проще использовать два: метод "добавочной массы" и метод "добавочного объема". Первый из них требует из материалов несколько грузиков известного веса. Можно использовать набор грузиков от аптечных весов или воспользоваться старыми медными монетками 1,2,3 и 5 копеек, поскольку вес такой монетки в граммах соответствует номиналу. Второй метод требует наличия герметичного ящика заранее известного объема с соответствующим отверстием под динамик.
|
|
|
|
VK | Дата: Воскресенье, 23.09.2012, 19:52 | Сообщение # 14 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 9418
Статус: Offline
Страна: Германия
|
Определение эквивалентного объема методом добавочной массы
Для начала нужно равномерно нагрузить диффузор грузиками и вновь измерить его резонансную частоту, записав ее как F's. Она должна быть ниже, чем Fs. Лучше если новая резонансная частота будет меньше на 30%-50%. Масса грузиков берется приблизительно 10 граммов на каждый дюйм диаметра диффузора. Т.е. для 12" головки нужен груз массой около 120 граммов (1 дюйм равен 2,54 см). Я советую всё же использовать не монеты, ибо к примеру на 100грамм понадобится аж 20штук 5-копеечных монет! А это согласитесь не очень удобно. Я использую обычный пластилин необходимый вес которого я подгоняю при помощи аптечных весов.
Итак эквивалентный объем вычисляется по формуле:
где: Sd - эффективная излучающая поверхность диффузора, м2
Cms - относительная жесткость
Излучающая поверхность диффузора для самых низких частот (в зоне поршневого действия) она совпадает с конструктивной и равна:
Радиусом R в данном случае будет являться половина расстояния от середины ширины резинового подвеса одной стороны до середины резинового подвеса противоположной. Это связано с тем, что половина ширины резинового подвеса также является излучающей поверхностью. Обратите внимание что единица измерения этой площади - квадратные метры. Соответственно и радиус нужно в нее подставлять в метрах.
Рассчитываем относительную жесткость Cms на основе полученных результатов по формуле:
где М - масса добавленных грузиков в килограммах.
|
|
|
|
VK | Дата: Воскресенье, 23.09.2012, 20:08 | Сообщение # 15 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 9418
Статус: Offline
Страна: Германия
|
Определение эквивалентного объема методом добавочного объема
Для определения эквивалентного объема динамика методом добавочного объема герметичный измерительный ящик с круглой дыркой совпадающей по размеру с диаметром диффузора динамика. Объем ящика лучше выбрать ближе к тому, в котором мы потом собираемся этот динамик слушать. Нужно герметично закрепить динамик в измерительном ящике. Лучше всего это сделать магнитом наружу, поскольку динамику все равно, с какой стороны у него объем, а вам будет проще подключать провода. Да и лишних отверстий при этом меньше. герметизируем все щели.
Затем нужно произвести измерения Fс (резонансной частоты динамика в закрытом ящике) и, соответственно, вычислить механическую и электрическую добротность Qmc и Qec и добротность динамика в измерительном ящике Qts' (Qtс). После чего уже вычисляем эквивалентный объем по формуле:
Практически с теми же результатами можно использовать и более простую формулу:
где: Vb - объем измерительного ящика, м3.
Выполняем проверку: вычисляем
и если измеренная в ящике Qts’=Qtc, ну или почти равна, значит - все сделано правильно, и можно переходить к проектированию акустической системы.
|
|
|
|