КДП и полюса АЧХ АС - какой должна быть АС, чтобы ровно игра
|
|
Bobby_II | Дата: Вторник, 05.06.2012, 07:05 | Сообщение # 1 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 5526
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: Санкт-Петербург
|
Предупреждаю сразу: пока ничего по данной теме не читал - это всё мои мысли, так сказать, "навеянное".
Еще мысли по поводу Торнадо и пр: не дает покоя фраза (вроде Бокарева) о том, что мы делаем прямые колонки и пытаемся их слушать в кривых помещениях, а Валентин видимо делает изначально кривые колонки, которые совместно с кривыми помещениями дают более прямое звучание. А также звучание щита, ОЯ, диполей, ... в помещении. Я думаю вот что: чтобы иметь устойчивую звуковую картину в помещении, частотный баланс не должен меняться с расстоянием от АС, а что получается "в натуре"? - ВЧ распространяются с закономерностью 1/r2 в телесный угол 2Pi (а скорее меньше из-за ДН) - надо делать так, чтобы была как можно более равномерная ДН (открытый купольник или спецголовки с реально круговой ДН, что в рупорах - не знаю, скорее всего дают более-менее равномерную ДН "лучем"). - с понижением частоты ДН расширяется, законономерность 1/r2 остается. - еще ниже попадаем на "Бафл стэп" - когда волны выше частотой распространяются в 2Pi, а ниже - уже в 4Pi - имеем некоторый провал (можно скомпенсировать АЧХой АС), т.е. надо либо чтобы динамики имели некоторый подъем в данной области, либо делать в этом районе раздел и компенсировать фильтрами. Правда на каких частотах БС - не знаю, но догадываюсь, что от 1/4длины волны до края фронта АС. Законономерность 1/r2 остается. - когда 1/4 длины волны становятся соизмеримы с расстоянием до ближайшего неогибаемого препятствия (чаще всего это пол т.к. он обычно ближе), телесный угол снова становится 2Pi - когда до 2го (н-р, стена) - 1Pi - когда до 3го (вторая стена) - 0.5Pi, Законономерность 1/r2 пока остается. - а вот до 4го (н-р потолок) - уже меняется закономерность и становится 1/r. - когда до 5го (н-р, 3я стена) - волна превращается в "идущую по коридору", т.е. если бы не было поглощения, то и не уменьшалась бы. - когда до 6го (4я стена без например т.к. больше ничего не осталось), то волну вообще нельзя больше рассматривать как волну, а АС с комнатой надо рассматривать как взаимодействие 2х объемов. Понятно, что все эти "эффекты" наступают и отступают не скачком, а плавно и частота их наступления мне неизвестна, но думаю можно пользоваться критерием 1/4 длины волны. Посмотрим, что происходит в довольно большой комнате 15м2 3*5м со стандартным потолком 2м50см. Допустим колонки стоят вдоль длинной стены на расстоянии 1м от углов комнаты, почти на полу (динамик 40см от пола). Колонка ш40*в80*г40см (примерно 120л). ЕЩЕ РАЗ ПОВТОРЮ: ВСЕ ЧАСТОТЫ И РАСЧЕТЫ ОЦЕНОЧНЫЕ - начало бафл-стэпа 20см 425Гц - конец бафл-стэпа 40см 210Гц (200-400Гц будет провальчег вроде 3дБ), подняли АС на табуреточку 40см получили 80см и 100-400Гц, т.е. поднятие на табуреточку регулирует ширину этого провальчика, что-то меняется в районе 100-200Гц - АС у стеночки, от дина до стеночки получается 60см - со 140Гц будет подъемчик. Отодвинули на 50см от стенки получим подъемчик уже с 80Гц, что-то меняется в диапазоне 60-150Гц - следующее препятствие - стена (в 1м) - 85Гц, ниже - подъем, придвинули на 0.5м - получили с 170Гц, отодвинули на 0.5 - с 60. - следующее препятствие ... нет не потолок, а др. стереоколонка: расстояние до нее 3м, если они излучают НЧ синфазно, можно считать, что просто стоит стенка на расстоянии 1.5м, т.е. 60Гц (+3дБ) - следующее препятствие - потолок, до него прим. 2м и 42Гц - меняется закономерность. - следующее препятствие - последняя стена 3м и 28Гц - меняется закономерность. Т.е. чтобы играть ровную АЧХ в таких условиях АС должна обладать сл. АЧХ (начиная с ВЧ): ВЧ/СЧ - уровень_0 +3дБ (или сколько там БафлСтэп?) с 450Гц до 150-200Гц, (компенсируется 1м препятствием) далее "кучкой" идут сразу несколько препятствий, т.е. надо -3дБ примерно с 80-100Гц и еще -3дБ с 60Гц и изменение характера излучения на дипольный - с 40Гц излучение должно иметь дипольный характер, тогда закон падения амплитуды с расстоянием диполя (вроде он 1/r3) частично скомпенсирует распространение волны по коридору (излучение диполя в коридоре будет спадающим в отличии от плоской волны) - с 28Гц вообще непонятно, что.
Т.е. получаем, что: - в диапазоне 200-400Гц должна быть сшивка полос с небольшим горбиком, компенсирующим бафл-стэп. - естественный спад АЧХ 8" динамика начинается примерно с 500Гц, с 200Гц становится заметным ... надо "поддержать" первым резонансом - он как раз получается в районе 80-100Гц (верхний горб ЗЧХ (ЗетЧХ :-) ). - следующая остановка - резонанс ФИ (точка минимума на ЗЧХ) он примерно и находится 40-60Гц. Ниже частоты резонанса ФИ излучение АС НАЧИНАЕТ смещаться в сторону диполя. В данной КДП это должно быть 40Гц. - достигает дипольного излучения на частоте нижнего горба ЗЧХ, который примерно 15-30Гц. В данной КДП должно быть 28Гц.
Как видим, эмпирически достигнутые характеристики динамиков и АС примерно вписываются в данную картину.Добавлено (05.06.2012, 11:05) --------------------------------------------- Рассмотрим еще несколько вариантов расположения АС: - высокая АС между мебелью (нет БС), 1м до стенки, 3м между АС, высота динамика 1.5м над полом, 1м до потолка, тогда: - не важно, гле делать "сшивку", она д.б. гладкой - 1м(85Гц) +потолок надо -3дБ - 1м(85Гц) +стенка надо -3дБ (верхний резонанс ) - 1.5м(57Гц) +2я АС надо -3дБ (резонанс ФИ) - 1.5м(57Гц) +пол надо изменение закономерности - 3м (28Гц) +4я стена - надо изм. закономерности. (нижний резонанс)
АС в углу, вдоль узкой стенки 3м: - 30-40см - прим. 300Гц +2 стенки+пол, угол сразу 0.5Pi, надо -6дБ (оставим естественный спад или просто "сошьем" с динамиком с более низ) - 1.5м(57Гц) + вторая АС надо -3дБ (верхний резонанс) - 2м (42Гц) + потолок надо изменение закономерности (частота ФИ) - 3м (28Гц) +4я стена - надо изм. закономерности. (нижний резонанс) Что-то мне самому не нравится в моих рассуждениях по расстановке полюсов ... скорее желание подогнать желаемое под действительное. Рассуждения о расстояниях качественно скорее всего верны, а вот количественно ... .
я понимаю что вам нечем, но всё-ж попробуйте понять!!!
|
|
|
|
DECEMBER | Дата: Вторник, 05.06.2012, 11:00 | Сообщение # 2 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 169
Статус: Offline
Страна: Литва
|
Quote (Bobby_II) Предупреждаю сразу: пока ничего по данной теме не читал А что мешало? Собой был слишком увлечён?:) В соседней темке дал же одну из ссылок http://www.real-audio.ru/content/articles/index.php?article=1820
|
|
|
|
Bobby_II | Дата: Вторник, 05.06.2012, 14:40 | Сообщение # 3 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 5526
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: Санкт-Петербург
|
Не. Другими темами. Это пришло в порядке медитации (когда думаешь о других проблемахъ). В нэте в основном информация о тюнинге помещений и пришития им рюшечек и свистюлечек.
я понимаю что вам нечем, но всё-ж попробуйте понять!!!
|
|
|
|
VK | Дата: Вторник, 05.06.2012, 20:13 | Сообщение # 4 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 9418
Статус: Offline
Страна: Германия
|
Удивляет проделанная работа в измерениях авторов ссылки, но в такой же степени удивляет пляска на месте этих технически разветых людей. И знаете почему? Всё это проделано с позиций не разветой аппаратуры воспроизведения и убеждён что всё подобное надо буде повторить, но уже с др. аппаратурой воспроизведения. Когда то я можно сказать учился и был в гостях у одного развитого человека в аудио, это с него началась вся подобная система замеров и вычислений он автор двух книг с подобными объяснениями этой технологии замеров. В принципе все крутятся возле одного понятия, и даже в этой теории, почему звук так далёк от натурального? В этом посящении я тоже не удержался и спросил гостепримного хозяина - что нам мешет хотя бы приблизиться к понятию натуральности звука при воспроизведении? Подумайте сами по стандартам мы всё имеем и можем помтроить усилительную аппаратуру с сотых долях от % искажений, но указанного чуда всё же не происходит. Ответ учёног мужа меня ошаломил - ... для того что бы получить степень высокой достоверности надо прослушивание производить в таком же помещении где и производилась запись. Лихо захотел я стало быть, и звуки объёмности купола собора кирхи мне в моей камнатушке не услышать стало быть. Он сказал это без тени на качество аппаратов применяемых в аудио, не знал он что я занимался как раз именно этим вопросом и уже получал обнадёживающие результаты. А по опыту скажу только одно - чем высше класс аппарата тем он меньше всего входит в "контакт" с помещением и подобных искажений уже не слышно. Всегда старался делать акустику для прослушивания в помещениях приемлимых для жилья. И пока ни разу не пришлось делать для прослушивания в помещении более 100м², даже под заказ. Даже замеры надо делать в условиях близких в которых будет работать колонка.
|
|
|
|
DECEMBER | Дата: Среда, 06.06.2012, 05:13 | Сообщение # 5 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 169
Статус: Offline
Страна: Литва
|
Quote (VK) Ответ учёног мужа меня ошаломил - ... для того что бы получить степень высокой достоверности надо прослушивание производить в таком же помещении где и производилась запись. Валентин, да об этом упоминалось ещё чёрти-когда... Ты думаешь я на Аудиопортале просто прикалывался (когда там коллектив начал разговор о "натуральности" звучания гитары) спросив "А Годиновские гитары от Лэйквудовских враз отличаете?"
Quote (VK) Даже замеры надо делать в условиях близких в которых будет работать колонка. И в этом преимущество самодельщиков. Производитель вынужден ориентироваться на какое-то абстрактное помещение, вот потом и возникают проблемы с инсталляцией...
|
|
|
|
Bobby_II | Дата: Среда, 06.06.2012, 05:29 | Сообщение # 6 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 5526
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: Санкт-Петербург
|
Как мне кажется, чтобы передать акустику помещения, ЗАПИСЬ должна быть сделана в этом помещении с позиции слушателя. Или в ближней зоне инструмента/исполнителя и тогда да, идти слушать в таком-же помещении. ЛЮБОЕ помещение кроме глухих комнат наложит свой отпечаток на материал. Т.е. если мы пишем гитару в ближней зоне, потом достоверно ее воспроизводим в помещении, она будет звучать так, как будто в этом помещении (если нормальная круговая ДН). Если играем в гроте и пишем с акустикой грота, то воспроизводя в комнате это услышим, но естественно +комната. Если воспроизводим в гроте, то будет "в гроте" в квадрате. Т.е. помещение дважды наложит свой отпечаток (наверное кратные отпечатки одного помещения меньше заметны).
я понимаю что вам нечем, но всё-ж попробуйте понять!!!
|
|
|
|
DECEMBER | Дата: Среда, 06.06.2012, 06:06 | Сообщение # 7 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 169
Статус: Offline
Страна: Литва
|
Quote (Bobby_II) Как мне кажется, чтобы передать акустику помещения... Борис, да 99 процентам слушателей это на фиг не надо. Из этих 99 процентов каких 10 будут строить звук в своей комнате по своему усмотрению, а остальным "и так сойдёт". И только 1 процент (с неизлечимым заболеванием ) заинтересуется "А на какой это там гитаре Кармихаэль наяривает? А какие у него там струны стоят?"... Главное - за всеми этими заморочками-пространствами-эффектами не забыть о самой музыке.
|
|
|
|
Bobby_II | Дата: Среда, 06.06.2012, 06:35 | Сообщение # 8 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 5526
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: Санкт-Петербург
|
Слышу слова Ю-импрувера :-)
я понимаю что вам нечем, но всё-ж попробуйте понять!!!
|
|
|
|
DECEMBER | Дата: Среда, 06.06.2012, 07:42 | Сообщение # 9 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 169
Статус: Offline
Страна: Литва
|
Quote (Bobby_II) Слышу слова А то . Я много уже чем переболел Окружающее пространство тебе в записи подаёт реверберация. Твоё помещение имеет свою реверберационную картинку... Далее, думаю, ясно...
|
|
|
|
Bobby_II | Дата: Среда, 06.06.2012, 09:58 | Сообщение # 10 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 5526
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: Санкт-Петербург
|
Реверберация она выше 300Гц ... а ниже?
я понимаю что вам нечем, но всё-ж попробуйте понять!!!
|
|
|
|
DECEMBER | Дата: Среда, 06.06.2012, 10:27 | Сообщение # 11 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 169
Статус: Offline
Страна: Литва
|
Quote (Bobby_II) Реверберация она выше 300Гц ... а ниже? А что ниже? Гром издалека слыхал? Пространственно? Кроме того "тело" многих инструментов строится с обертонами... Так что при записи в заглушённой студии могут накрутить хоть Кёльнский Собор, но, Слава Богу, стараются этим не злоупотреблять, поскольку сами музыканты частенько весьма щепетильны к ньюансам звучания собственного инструмента. Я уже упоминал как гитарист, первый раз записываясь в студии, на прослушке в том же помещении не узнал свой инструмент?
|
|
|
|
VK | Дата: Среда, 06.06.2012, 15:43 | Сообщение # 12 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 9418
Статус: Offline
Страна: Германия
|
Quote (DECEMBER) Валентин, да об этом упоминалось ещё чёрти-когда... Ты думаешь я на Аудиопортале просто прикалывался (когда там коллектив начал разговор о "натуральности" звучания гитары) спросив "А Годиновские гитары от Лэйквудовских враз отличаете?"
Я в подобных дискусиях не участвую, и не люблю гитарных вопросов. За звуки гитар хватаются те кому это хочется, честно говоря, а меня это уже мало волнует. Почему? У меня все звуки на месте, слышу даже то что в студии недоработали или "палку перегнули". Допустим знаменитый Diter Bolen "Modern Talking" cборник, только не думайте что я его люблю слушать, на одной СД №1 голос Tomas A. обработан с пульта мало и возможно на обычной аппаратуре даёт искажения, а у меня он звучит как у бога. Зато на СД №2 голос пультом "придавили" и он звучит отвратиельно блекло, зато у всех потребителей всё в порядке наверное - привычное звучание. Кроме того отлично слышу разницу звучания клавирных инструментов таких как рояль или клавириус. Голоса певцов очень натурально передаются в звуке и объёмного окраса, купол кирхи слышно реально без передвижения в спец. зал для просушивания. У меня аппаратура позволяет это сделать без каких либо приукрас. Ведь не секрет что даже профи слушают не усилители, а усилительный модулятор и это легко заводит всех в куче в тупик. Я этим вопросом в основном и занимался, так что мне не до гитары, поверьте гитара самое простое что должен уметь делать усилитель и колонки.
|
|
|
|
Bobby_II | Дата: Воскресенье, 08.07.2012, 15:53 | Сообщение # 13 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 5526
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: Санкт-Петербург
|
Вот симуляция передаточной х-ки какой-то неизвестной КДП (спёрто с АП). Тем не менее глядя на нее можно понять, как должна вписываться АС своими резонансами: На 100-150 Гц "провал" прим 10дБ - надо чем-то компенсировать. Можно резонансом ГГ, можно частично фильтрами если раздел в р-не 100Гц, но если я правильно понимаю, больше 3дБ так не вытянешь. Остается резонанс, что вполне реально. Ниже 60Гц идет подъем на 10дБ, ниже 20Гц - на 25дБ. Т.е. надо делать частоту среза (частоту настройки ФИ) либо 60 либо 20Гц, тогда подъем комнаты в какой-то мере скомпенсирует спад АКЗ.
я понимаю что вам нечем, но всё-ж попробуйте понять!!!
|
|
|
|
VK | Дата: Воскресенье, 08.07.2012, 19:21 | Сообщение # 14 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 9418
Статус: Offline
Страна: Германия
|
Bobby_II, просмотри тему "3х Торнадо" там примерно такой же случай "подпорки" мидбаса в районе 150Гц головкой мидбаса в колонке без резонатора.
http://www.tornadoacoustics.ru/forum/11-27-1
В теме всё объяснение соправождается графиками, но там подём в мидбасе получился в районе от 100Гц до 150Гц. Тебе надо что бы полка была в районе уже 100Гц, а это примерно надо иметь картину в АЧХ от 70Гц до 100Гц с подъёмом. Скажу сразу - сложно, для такой реализации надо иметь уже не мидбас головку, а басовую с резонансом ниже 40Гц и "узким" графиком импеданса, но способной хотя бы до 1кГц воспроизводить. Задача хоть и сложная, но с нашими "фокусами" разрешимая.
|
|
|
|
Bobby_II | Дата: Воскресенье, 08.07.2012, 19:43 | Сообщение # 15 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 5526
Статус: Offline
Страна: Российская Федерация
Город: Санкт-Петербург
|
Просто я задавал вопрос, какая д.б. АЧХ и как и какими ср-ми АС вписать в КДП. Вот примерный эскизик. Вроде всё натурально без извращений.
я понимаю что вам нечем, но всё-ж попробуйте понять!!!
|
|
|
|